Разработчики стратегии развития России до 2020 года («Стратегия 2020») предложили правительству отказаться от высокоскоростных железнодорожных поездов, работающих на общих магистралях. Об этом говорится в итоговых рекомендациях по поводу развития железнодорожного транспорта России, сообщает Лента.ру». По мнению экспертов, составы, развивающие скорость около 250 километров в час, должны быть сняты с общих железнодорожных веток. Авторы стратегии предлагают строить для них специальные линии, либо ограничивать скорость до 140 километров в час. Сейчас в России на направлениях Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород скорость больше 250 километров в час развивают поезда «Сапсан», а на направлении Санкт-Петербург - Хельсинки - «Аллегро». Эксперты посчитали, что запуск одной пары скоростных поездов приводит к снятию шести пар грузовых, что негативно сказывается на грузовом потоке. Так, после старта рейсов «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом было ограничено движение грузов по Октябрьской железной дороге. Эксперты отмечают, что при запуске подобных проектов в других городах России - например, Сочи, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Казани - придется сильно ограничить движение пригородных электричек, являющихся одним из самых популярных видов транспорта.
Представитель РЖД сообщил газете «Ведомости», что компания согласна с выводами экспертной группы, но запуск скоростных поездов на действующих ветках позволил реализовать проект достаточно быстро и по сравнительно низкой стоимости. По его словам, РЖД уже готовит проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург до 2018 года. По этой ветке планируется запустить «Сапсаны», а «Аллегро» будут ходить по общим железнодорожным путям.
В мае 2011 года в РЖД сообщили, что с момента запуска (17 декабря 2009 года) «Сапсаны» перевезли уже три миллиона пассажиров. «Сапсаны» оказались самым успешным пассажирским проектом РЖД, тогда как другие виды пассажирских перевозок для монополии убыточны.