Минэкономразвития опубликовало проект федерального закона, разработанный в Минтрансе, согласно которому члены экипажей пассажирских самолетов наделяются дополнительными полномочиями по обеспечению безопасности полетов.
ечь идет о мерах по усмирению «воздушных хулиганов». Напомним, ряд инцидентов в начале года вызвал бурные обсуждения. В качестве воздействия на хулиганов предлагались черные списки и «воздушные маршалы», обладающие правом физического усмирения дебоширов спецсредствами. Проблема действительно актуальна: по данным «Аэрофлота», с 2009 по 2012 год на бортах перевозчика возникла 1101 нестандартная ситуация, «Трансаэро» зафиксировал 1098. Приведение законодательства в соответствие с нормами ИКАО, согласно проекту, начинается с аэровокзала, где сотрудникам авиационной безопасности (СБ) разрешается задерживать нарушителей для передачи полиции, в том числе с применением физической силы и спецсредств.
В самолете сопровождающие представители СБ авиакомпании наделяются теми же полномочиями. И не только они («воздушные маршалы» присутствуют не на каждом рейсе), но и кабинные экипажи, то есть бортпроводники. Их обучат и выделят спецсредства, перечень которых будет определен отдельным документом. После применения усмирительных средств хулигану в законодательном порядке должна быть оказана медпомощь. С алкоголем не все понятно. Собственно проект закона гласит, что приобретенное в дьюти-фри или на борту спиртное должно изыматься и возвращаться по окончании полета. В пояснительной записке же решение о такой мере дается на откуп авиакомпании.
Сергей Быхал, директор по связям с общественностью «Трансаэро» (на дальних рейсах перевозчик практикует сопровождение своими сотрудниками СБ с 2007 года) считает, что мера те только своевременная, но и запоздалая. «Мы давно настаиваем на предоставлении дополнительных полномочий «воздушным маршалам», в арсенале которых пока методы морального убеждения дебоширов и – на крайний случай – «подручные средства». Беда в том, что в России пока не существует сертифицированных спецсредств, списки которых имеют зарубежные авиакомпании», – рассказал г-н Быхал. Пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Сергей Антонов заметил, что пока предложения находятся в стадии законодательной инициативы, что окажется в «сухом остатке» – не известно.