Субсидии внутреннему туризму: почему проект Ростуризма забраковали эксперты?

Туроператоры, работающие на внутреннем и въездном рынках, могут получить поддержку от государства в размере 1 млрд рублей в год. Об этом ещё месяц назад заявил вице-премьер Виталий Мутко на совещании с туроператорами, а на днях соответствующее предложение в рамках концепции федеральной программы по развитию туризма было подготовлено Ростуризмом.

Предположительно, выделенные средства туроператоры будут получать в виде доплат за каждого туриста, путешествующего по России сверх показателей за предыдущий год. В ведомстве ожидают, что подобная мера позволит ежегодно увеличивать число отдыхающих в России на 10%. Однако эксперты уверены, что реальное применение подобной схемы практически невозможно. По словам представителей турбизнеса, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», самым эффективным способом вложения данных средств для развития туризма в РФ может оказаться мощная рекламная кампания.

Так, согласно проекту концепции документа, опубликованному на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, субсидирование туроператоров, осуществляющих доставку туристов на отечественные курорты, может стать частью федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма в 2019–2025 годах. По словам замглавы Ростуризма Николая Королева, ведомство рассчитывает, что часть средств будет направлена на поддержку ТО – всего планируют выделить 7 млрд рублей. При этом механизм выплат пока прорабатывается, но предполагается, что компании будут получать 1-1.5 тыс. рублей за каждого иностранца или россиянина, отправленного в путешествие по России сверх прошлогодних объемов, пишет «Коммерсант».

Впрочем, представители турсектора сомневаются в эффективности предложенного способа – уж слишком он прямолинеен. «Турпоток сверх прошлогодних объемов практически невозможно учесть, поскольку туроператоры – это субстанция достаточно размытая», - пояснил гендиректор туроператора «Алеан» Илья Уманский. По его словам, каждый туроператор использует несколько юридических лиц, через которые оправляется разное число туристов. «Это неправильный подход, который будет вносить путаницу и сумбур. В этом случае возможны разного рода подтасовки. Здесь боле вероятной кажется выделение такой же суммы, только без привязки к прошлогодним объемам, а, скорее, к привязке к числу туристов в определенных регионах, требующих определенной загрузки. И, возможно, в период невысокого сезона», - отмечает г-н Уманский.

В целом же, по мнению собеседника, есть два традиционных и эффективных способа поддержки туркомпаний, первый из которых – субсидирование авиаперевозки. «Но тут также есть вариации – либо это субсидирование пассажиров, либо субсидирование, например, незагруженных кресел, взятых туроператорами под обязательства у авиакомпаний», - пояснил гендиректор «Алеана».

Второй способ – выделение средств на маркетинг. «Это достаточно частая история, когда иностранные государства субсидируют рекламу, которую туроператоры тратят на привлечение туристов в свою страну. Эту практику можно применить и для въездного турпотока», - пояснил Илья Уманский.

«Это два основных способа. Какой из них будет задействован, сложно предположить. Пока это только пожелания. Но относительно вероятный сценарий, который уже обсуждается не первый год, это субсидирование перевозки туристов на наши курорты в период межсезонья», - заключил он.

О том, что озвученный Николаем Королевым способ распределения средств будет малоэффективным, говорит и гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Не хочу показаться банальным, но двигатель продаж – это реклама. На мой взгляд, несмотря на то, что власти много говорят о том, что надо отдыхать в России, все-таки мы не видим какой-то федеральной комплексной программы продвижения наших курортов. Все это организовано в лучшем случае на региональном уровне, например, в Краснодарском крае. При этом активность отдельных отелей иногда выше, чем активность федеральных органов власти. Поэтому, на мой взгляд, необходимо разработать отдельную рекламную стратегию, которая будет достаточно дорогостоящая», - уверен эксперт.

При этом, г-н Ромашкин подчеркивает, что если говорить о привлечении внутреннего и въездного турпотока, то это должны быть совершенно разные программы. «На мой взгляд, нужна какая-то умная комплексная и дорогая реклама страны. Или же она будет дробиться на разные регионы и сезоны – летом одно, зимой другое. И главное, она должна быть сбалансирована с учетом реальных турпотоков. Например, на Камчатку у нас ездит 0.1% всех путешествующих, и соответственно регион должен получить 0.1% этого большого рекламного бюджета. 25% ездят в Краснодарский край, и на этом основании он и должен получить больше денег. Не потому что мы его любим, а потому что мы хотим получить отдачу», - пояснил руководитель «Дельфина».

В завершение эксперт подчеркнул, что в случае, если выделенные на субсидии туроператорам деньги будут потрачены на масштабную рекламную кампанию, турбизнес всё равно получит свое, даже не имея прямого субсидирования. «Здесь нет никакого противоречия. Конечно, если условно Владимир Путин скажет - отдыхайте в России, это будет хорошей рекламой. Но чтобы реализовать поездку, туристы обратятся к туроператорам. Поэтому мы здесь не пытаемся получить эти деньги себе. Мы стараемся активизировать потоки, которые нас в любом случае достигнут», - пояснил он.

«На самом деле можно субсидировать и туристов. Но в конечном счете деньги должны сработать. Мы можем сделать налоговый вычет, дать деньги авиакомпаниям, или туроператорам. Можно ничего никому не давать, а запустить ролик по телевизору. Но нужно просчитать эффективность этих трат в разных каналах субсидирования. В конечном счете, всё это будет работать на одну цель, и все смогут заработать, если турпоток будет расти», - заключил г-н Ромашкин.

Фото: Турпром.ру

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Финансы»

Декабрь 25, 2024 - 09:04

ЦБ РФ разъяснил, как в период новогодних праздников будут устанавливаться официальные курсы валют к рублю.

 

Декабрь 23, 2024 - 07:43

С 1 января 2025 года на территории 55 регионов России вводится туристический налог. 

 

Декабрь 19, 2024 - 05:33

В России началась заявочная кампания на новый конкурс Президентского фонда культурных инициатив.

 

Декабрь 15, 2024 - 06:25

Туристический налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории «Сириус»), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории «Сириус») и указанных субъектов Российской Федерации.