«Уже почти два года я не могу найти приличную работу. Такую, какая была у меня в турфирме, которую ликвидировали в 2014 году. Было интересно и денежно. И мы старались помочь людям как можно лучше организовать путешествие. Конечно, исходя из имеющихся у них сумм. Однако государство требовало от нас все новых и новых затрат. И вот компания разорена, а я не у дел. Интересно, кто от этого выиграл?..» Ирина, бывший менеджер турфирмы
ОТ РЕДАКЦИИ. Конечно, никто не выиграл. А менее всего выиграли те полторы сотни клиентов «Нордик Стар», которые, как говорится, попали под раздачу: одни не смогли выехать в путешествие, несмотря на оплаченные путевки, другим было сложно вернуться. Хорошо, что в этом случае банкротство фирмы не вызвало более серьезных последствий для туристов. Клиенты, пережившие неудобства и неприятности, получили материальную сатисфакцию от страховщика (именно страхования рисков потребовало от турбизнеса государство). Многие из незадачливых туристов, очевидно, еще долго не захотят путешествовать.
Бывшему менеджеру бывшей турфирмы можно от всей души посочувствовать и пожелать найти работу. Но главное в данном случае - сочувствие туристу, путешественнику. Он должен иметь железные гарантии того, что экономические трудности фирмы не станут губительными для него лично и не испортят ему отпуск.
Ныне совершенствование (и - да - ужесточение) правил для турбизнеса продолжается. До 1 января 2017 года туроператоры должны сформировать так называемые фонды персональной ответственности. Таково предписание закона ФЗ-49, принятого 2 марта 2016 года. В этих фондах, по мысли законодателя, должны аккумулироваться средства, предназначенные для возмещения туристам затрат, если туроператор прекратил свою деятельность и не смог выполнить договорные обязательства.
Как именно должно производиться это возмещение? На эти вопросы ответило федеральное правительство, принявшее около месяца назад постановление # 799 (оно вступит в силу 1.01.2017), в котором расписаны правила этого возмещения. Процессом будет ведать объединение туроператоров, в которое входит почившая компания. В течение трех дней после объявления о несостоятельности туроператора объединение должно на своем сайте объявить о начале сбора заявлений от граждан, желающих получить возмещение. И опубликовать перечень необходимых документов.
Обиженные туристы должны подать эти документы в течение 90 дней. И еще 10 дней ждать, какое решение примет объединение. Если на полноценное покрытие ущерба денег в фонде не хватит, всем страждущим выплатят понемногу - пропорционально их требованиям.
Тем, кто не уложится в 90 дней, выплатят ущерб лишь в том случае, если в фонде что-то останется после расчета с теми, кто уложился.
Если турист уже получил возмещение по линии страховки, то из фонда ему полагается получить лишь разницу между реально понесенным ущербом и страховкой.
Разумеется, не прекращают действовать и ранее принятые «суровости», о которых хорошо бы помнить туристам.
Закон «О защите прав потребителей» (статья 28) говорит, что турист имеет право взыскивать с турфирмы по 3 процента от стоимости путевки за каждый день нарушения туроператором первоначально установленных сроков поездки. Какие бы причины не вызвали эти нарушения!
А если турист обнаружил какие-то иные несоответствия между договором и тем, что он получил в реальности, закон (статья 29) предоставляет ему целый спектр возможностей наказать фирму. Главный принцип: туроператор должен исправлять все за свой счет, возмещать вмененный ему вред в течение 10 дней после предъявления претензии. А если не успеет, то суд может решить, что компания обязана выплатить туристу сумму вреда, плюс к тому неустойку в размере 3 процентов от стоимости путевки за каждый день опоздания с добровольным возмещением. Здесь, правда, важно помнить, что законодательство дает туристу лишь 20 дней после возвращения из поездки, чтобы собраться с мыслями и подать сначала требование о возмещении вреда в турфирму, а затем, если сами не выплатят компенсацию, - иск в суд.
Так же жестко законодательство относится к пассажирскому транспорту дальнего следования, доставившему неудобства путешественнику. Гражданский кодекс требует от перевозчика установить и довести до сведения пассажира размер штрафа, который он - перевозчик - обязуется добровольно выплачивать за нарушения расписания. На железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном транспорте установлено, что пассажир может требовать возмещения в размере трех процентов стоимости билета за каждый час опоздания. Причем как опоздания с отравлением, так и с прибытием. Правда, штраф не может быть больше самой стоимости билета.
Авиация и морские перевозки избавлены от штрафов, связанных с процентами стоимости полета/плавания. Воздушный кодекс РФ предполагает за опоздание выплачивать пассажиру 25 процентов МРОТ за каждый час. Неплохо, если учесть, что МРОТ ныне составляет 7,5 тысячи рублей. Выходит, 1875 рублей за каждый час опоздания. Но только если оно не было связано с устранением неисправности самолета или с иными обстоятельствами, независящими от перевозчика. Например, метеоусловиями.
А Кодекс торгового мореплавания (ст. 196) разрешает вернуть пассажиру за опоздание не более половины стоимости билета. Да и то лишь в том случае, если компания-перевозчик не сумеет доказать, что задержка связана с обстоятельствами, от нее не зависящими.