Светлана Зеновская: "Коэффициент удовлетворенности туристов после посещения портов Архангельской области и ее прибрежных территорий составляет более 90%"

За последние десять лет Архангельская область приняла 26 иностранных судов с туристами из Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, США и других стран мира. Круизный сезон 2014 года уже открыт заходом французского судна класса «люкс» L'Austral, планируется прибытие и еще 3 лайнеров.

Уже сегодня туроператоры Архангельской области получают запросы иностранных судовладельцев на организацию в 2015 году экскурсионных программ по Соловецким островам и Архангельску, появляются и новые круизные компании, желающие посетить наш гостеприимный северный регион.

 

Следующим летом в порты региона впервые придут лайнеры класса «люкс», способные принимать до одной тысячи пассажиров единовременно, а коэффициент удовлетворенности иностранных туристов после посещения портов Архангельской области и ее прибрежных территорий составляет более 90%. Все это говорит о том, что принятие и обслуживание таких судов способны придать новый импульс продвижению круизного туризма в регионе.

Выделяя круизный туризм в качестве стратегического направления развития региональной туристской отрасли, правительство Архангельской области прорабатывает возможность создания благоприятных условий для его развития. Например, при правительстве работает межведомственная комиссия по обеспечению приема иностранных круизных судов, ведутся переговоры с иностранными компаниями о продлении существующих туристских маршрутов до Белого моря или разработке новых морских туров, востребованных на мировом рынке.

Так, компания «Хуртигрутен» заинтересована в расширении сети экспедиционных маршрутов, в том числе рассматривает и возможность развития трансграничных маршрутов с посещением ключевых портов и туристских дестинаций Северо-запада России: они могут быть востребованы не только на норвежском и российском туристских рынках, но и в третьих странах.

 

Особый интерес для туризма представляют приарктические территории, входящие в состав национального парка «Русская Арктика». В связи с этим в 2103 году правительство Архангельской области инициировало разработку и создание нового круизного маршрута, включающего посещение архипелагов Земли Франца Иосифа и Новая Земля: с участием Мурманской области обсуждается возможность организации пилотного маршрута уже в 2015 году.

 

Прорабатывая подобные маршруты, необходимо решение вопроса о создании сезонного пункта пропуска на архипелаге Земля Франца Иосифа для обеспечения прохождения государственной границы РФ туристами, прибывающими на иностранных круизных судах. Его создание обеспечит организованное посещение приарктических архипелагов, сохранение экосистемы, развитие прямых трансграничных и межрегиональных круизных маршрутов, укрепит позиции России на рынке арктического круизного туризма.

 

Еще одна проблема, требующая решения на федеральном уровне, - определение ясной позиции в отношении посещения территорий, входящих в состав Арктической зоны. Ведь закрытие территорий, вовлеченных в туристские круизные программы и, как следствие, снятие турпродукта с продажи, негативно сказываются на имидже как туроператора, так и самого региона. Избежать подобных последствий поможет гармонизация законодательства в сфере приграничных и особо охраняемых территорий со стандартами круизного судоходства.

Существенным сдерживающим фактором являются и высокие, неконкурентоспособные ставки портовых сборов, применяемых в портах региона для пассажирских судов. До 2013 года для круизных судов, заходящих в морские порты Архангельск и Онега на основании ходатайства правительства Архангельской области применялся коэффициент 0,5 к ставкам портовых сборов, установленным для ФГУП «Росморпорт».

 

Но после введения 20%-ной скидки на портовые сборы данная мера не действует, что ставит иностранных судовладельцев, международных и российских круизных операторов в еще более невыгодные условия (с 2014 года скидка для пассажирских круизных судов составляет 20 вместо 50%). Решение о предоставлении скидки на организацию заходов круизных судов в морские порты Архангельской области должно носить системный характер, предусматривать временные сроки организации подобных маршрутов и опережать их, как минимум, на 2-3 года.

Принимая во внимание тот факт, что круизный туризм зачастую сезонное мероприятие, целесообразно проработать вопрос о возможности использования мобильных (передвижных) пассажирских пунктов пропуска для организации прохождения туристами иностранных пассажирских судов пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля: такая возможность повысила бы рентабельность 
причальной инфраструктуры.

 

Кроме того, в целях привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры для морского туризма необходима разработка схемы государственно-частного партнерства в сфере строительства и эксплуатации пассажирских пунктов пропуска на негосударственных землях на основе превалирующего долевого участия инвесторов. А вопрос о создании туристcко-рекреационных кластеров на территориях круизной направленности может быть решен в рамках реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Другие новости по теме «»