Теперь обращаю свои взоры к другому важному игроку туристического рынка - турагентствам и попробую всех участников объединить в одну схему.
Современный турагентский рынок тоже мало соответствует реалиям 1996 года, когда создавался отраслевой федеральный закон и формировался его понятийный аппарат.
Все турагентства можно разделить на независимые турагентства (не входят в сетевые группы) и сетевые турагентства (входят в одну из розничных сетей).
Это первое, что отличает туристический рынок сегодняшний от того, что у нас было на заре становления российского туризма.
Я выделила 3 основных группы:
1. Независимые турагентства
2. Розничные сети (2 вида)
3. Надомники
И сразу приглашаю коллег к дискуссии. А какое у вас видение структуры турагентского рынка? Поделитесь в комментариях.
Независимым турагентствам сегодня сложнее работать. Если раньше они конкурировали только между собой, то теперь им приходится противостоять еще и большим розничным сетям туроператоров или независимым туристическим сетям.
По сути своей, все розничные сети - это объединение отдельно хозяйствующих субъектов (как и независимые агентства), в деятельность которых материнская или управляющая компания не вмешивается и, соответственно, не знает их реальное экономическое состояние.
Именно поэтому от банкротств или мошеннических действий не застраховано ни одно турагентство - ни независимое, ни состоящее в сети с широкой рекламой и красивым фирменным офисом. В истории достаточно примеров, когда громко и некрасиво с рынка уходили независимые агентства (в том числе старейшие), агентства, работающие под брендом известных туроператоров, или агентства независимых сетей.
Новые отношения в среде турагентств требуют законодательного регулирования и определения ответственности по всей цепочке.
Будет кстати упомянуть именно здесь имеющийся факт субагентских продаж, когда турпродукт туроператора покупается либо напрямую у туроператора либо у другого турагентства.
Это явление существует и также требует регулирования.
Может показаться, что это коммерческое дело каждого туроператора. Вопрос дискуссионный. На самом деле, из-за отсутствия общего регламента, нет и порядка. Одни туроператоры четко продумывают работу субагентской деятельности своих партнеров. Другие не придают этому значения. Вот и получается, что турагентство входит в розничную сеть туроператора, чтобы работать с клиентами, а под шумок начинает создавать субагентскую сеть. Дальше углубляться в тему не буду, да и уже писала в одном из блогов об опыте и принципах создания разных субагентских сетей.
"Серые" турагенты (реальные и виртуальные), уводящие клиентов из действующих турагентств, будут работать, пока этого хочет клиент. Сейчас по этой схеме работают и некоторые турагентства, которые отказались от офисов в кризис и надомничают.Правильно ли это с точки зрения потребителя? Раз у них есть клиенты, значит, клиентов это устраивает. Нормальная ли это конкуренция? Конечно, нет.
Находятся ли такой турагент и клиент в правовом поле и защищены ли они?
Кто будет за этим следить? У главного контролирующего органа - Роспотребнадзора - нет полного списка турагентств, потому что он этим не занимается. Подача заявления, вроде как обязательна, но без этого заявления деятельность не остановят, как это было при лицензировании. Кто подал заявления, тот и на контроле, кто не подал - работают бесконтрольно.
Таким образом, нужен другой учет турагентств.
Вариант саморегулируемых организаций (СРО) отметаю сразу, потому что против всяких общих фондов и общественного контроля.
Убеждена, что должен быть государственный контроль.
Из вариантов государственного контроля знаю два:
1. лицензирование (наиболее интересный вариант, но почему-то государство отвернулось от это идеи)
2. реестр турагентств (ну хоть это, так как, чтобы попасть в реестр все равно нужно будет выполнить какие-то требования).
Мне чаще всего встречаются предложения вернуть лицензирование. Все-таки реестр не решает очень многих проблем. В частности, лицензию можно приостановить, а из реестра просто исключают.
Тем не менее, нам навязывают еще один реестр турагентов.
Это самое простое: раз есть реестр туроператоров, то пусть будет и реестр турагентств.
Я предложу другой вариант.
Если государство так уж не хочет возвращаться к лицензированию, то тогда нужно сделать общий реестр туристических компаний.
В это реестре должны быть:
1. общие требования ко всем компаниям, которые хотят заниматься туристической деятельностью, относительно персонала, уровня его подготовки, образования, офиса и т.п.
2. дополнительные требования для занятий той или иной деятельностью - туроператорская (въездной, выездной, внутренний туризм), турагентсткая.
Отдельная тема для блога - профессионализм турагентств. Но это уже не зависит от статуса турагентства.
И, наконец, завершу блог сводной схемой взаимодействия всех участников рынка - туристов, турагентов, туроператоров и других представителей туриндустрии.
http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...