Неверное перераспределение активов, отсутствие «вертикальной интеграции», а также своего сегмента потребителей – такие причины краха Thomas Cook добавили эксперты туррынка к ранее упомянутым консерватизму и неповоротливости, усугубленными объективными обстоятельствами в виде Brexit и европейской жары.
«Один из старейших в мире туроператоров оказался не готов к переменам в отрасли, оставшись неповоротливым слоном в новой, высокотехнологичной «посудной лавке» среди онлайн-агрегаторов, амбициозных лоукостеров и более гибких конкурентов», - оценил ситуацию во вторник в интервью «Forbes» Тарас Демура, гендиректор туроператора «TUI Russia». По его словам, банкротства компании такого масштаба, как британский Thomas Cook, мировая туристическая индустрия ещё не видела, хотя с некоторыми крупными туркомпаниями что-то подобное случалось, в том числе и в России.
«Структура спроса стала заметным образом меняться начиная с 2008 года, изменился и состав игроков. Связано это с глобальной диджитализацией: онлайн-платформы, агрегирующие тысячи предложений, типа Booking или Expedia, начали наступать на пятки традиционным туроператорам, переманивая туристов в свой удобный интерфейс», - пояснил эксперт. Однако, по его словам, онлайн-агрегатор — конкурент классическому турбизнесу лишь отчасти. С появлением онлайн-конструкторов туров число желающих самостоятельно планировать отпуск увеличилось, однако таким образом чаще организуются краткосрочные выезды. «Классические морские или горнолыжные курорты по-прежнему заполняют крупные туроператоры. Но в туристическом бизнесе набирает обороты так называемое динамическое пакетирование: билеты и отели складываются в системе туроператора в единый пакет из баз данных разных поставщиков. Сюда также можно включить допуслуги, например, билеты в театр или страховку автомобиля», - рассказал Тарас Демура.
При этом Тарас Демура обращает внимание на преимущество туроператоров перед агрегаторами, у которых пока нет такого же мощного сервиса, способного качественно пакетировать несколько услуг. Например, Booking сосредоточен на отельном бронировании, а Skyscanner - на продаже авиабилетов. Более того, в случае форс-мажора на одном из сегментов турист вынужден решать свои проблемы самостоятельно, в то время как туроператор контролирует предоставление всех услуг в рамках пакета и при необходимости вносит корректировки. Ссылаясь на результаты исследования, проведенного западными экспертами, Тарас Демура отметил, что миллениалы предпочли бы отдать организацию своего отдыха в руки компетентного консультанта и не тратить по 8 часов, а то и больше, чтобы самостоятельно собрать турпакет.
Еще одна причина краха, о которой говорят эксперты – это огромные долги Thomas Cook. «С 2011 года британский туроператор работал только на погашение долгов», - напоминает Тарас Демура. И на протяжении последних лет долг увеличивался за счет разных факторов экономического, политического и природного характера. При этом для некоторых международных туроператоров кризис в Великобритании смягчил плановый доход от других активов. Наглядный пример, TUI – вертикально интегрированная компания, которая управляет собственными отелями (более 300 по миру), круизными кораблями и авиафлотом, у нее есть также свои принимающие компании в странах присутствия и гиды — то есть практически вся цепочка. Глубокая вертикальная интеграция позволяет компенсировать всплески на рынке и избегать участи заложника неудачного сезона, хотя управление дополнительными активами и обременяет туроператора.
В тоже время у Thomas Cook практически не было своих отелей – все они были в основном арендованными объектами под управлением этого туроператора, ни транспортных компаний, ни гидов - со всеми контрагентами, как правило, работали на аутсортинге. Зато был флот более чем в 100 самолетов. «Почему это не спасло?» — задает вопрос Тарас Демура, и сам же на него отвечает: «На рынке авиации все более ощутимой стала конкуренция лоукостеров, которые уже не просто предлагали низкие цены, но и туроператорские услуги».
В итоге с долгом £1.6 млрд компания Thomas Cook оказалась не жильцом, резюмирует эксперт. «Она нуждалась в гораздо большем финансировании, чем £900 млн, которые планировал Fosun. Это вряд ли бы оздоровило бы компанию, скорее оттянуло бы агонию. Лучшим лекарством для Thomas Cook стала бы смена бизнес-модели, но, кажется, один из старейших туроператоров оказался не готов. Он так и остался неповоротливым слоном в новой, технологичной «посудной лавке», где теперь работают онлайн-агрегаторы, амбициозные лоукостеры и просто более гибкие туроператоры», - резюмировал Тарас Демура.
Напомним, 178-летний ThomasCook потерпел крах аккурат за 5 дней до очередного отраслевого праздника – Дня туризма... Но именно с этим туроператором связана история возникновения самого туристического бизнеса. Итак, будучи баптистом и глубоко верующим человеком, Томас Кук объявил войну английским алкоголикам, попытавшись использовать путешествия для приобщения сограждан к трезвому образу жизни. А получилось это так: в 1840 году после открытия железнодорожной ветки между городами Дерби с Рагби, Кук решил, что такое изобретение, как железная дорога, лучше всего подходит для пропаганды трезвого образа жизни. В итоге 5 июля 1841 года Томас Кук в рамках антиалкогольной кампании осуществил перевозку около 600 местных пропойц на железнодорожном составе. Комплекс туристских услуг включал в себя не только 20-мильную поездку, но и чай с сэндвичами в пути, а также духовой оркестр. Поездка обошлась каждому участнику в один шиллинг. С этого события и начался организованный туризм и «империя» Томас Кука. Которая к нынешнему моменту насчитывала 563 офиса по всему миру и около 21 тыс. сотрудников, из которых 9 тыс. работали на «Кука» только в Великобритании, собственную авиакомпанию с флотом в 94 самолета, а также собственную круизную компанию. И всегда примерно по 600 тысяч туристов единовременно по всему миру находились на отдыхе по линии «Томаса Кука»
Фото Турпром.ру