Выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения» открылась в корпусе Бенуа Русского музея.
На ней представлены только собственные произведения музея, тем более она ценна — не всегда можно встретить то, что лежит в запасниках. Это в основном рисунки и плакаты, требующие бережного отношения. Но есть шедевры, которые нужно было собирать по крупицам — это, как ни странно, мозаики.
Впервые после создания реставраторы собрали по фрагментам композицию «Хоккеистиы», невероятно красочное, отличающееся от традиционных у художника сероватых оттенков, в которых он умел отражать всю гамму красок.
В первом зале, как иллюстрация этого, размещена картина, на которой собрана вся колористическая гамма.
Но уже, практически напротив, поэтически прозрачная композиция из цеха прядильного комбината. Это как мечта в 30 — годы о светлом. Даже работницы хотят по удивительно блестящему полу босиком.
И небольшим ярким пятнышком красные коровы за окном. Я так и не поняла, почему на картинах Дейнеки так много этих животных, иногда просто не к месту. Но, наверняка, это что то означает.
Недалеко, в противовес этой живописной светлости, практически черно белая картина, где только небольшие вкрапления красного — губы, ногти, парфюм на столе.
Мастерски исполненная работа для вставки в США. Эта черно белая тема продолжается в зале, где размещены рисунки, выполненные как бы между делом, но мастерство исполнения покоряет. Два-три движения черным карандашом /пером — и уже оставшийся белый лист тоже становится композиций в рисунке.
Как переход от довоеного периода к современности буквально перегораживая путь — страшная картина падения летчка с подбитого самолёта.
Ты прекрасно понимаешь, что это гибель врага, фашиста, но как больно смотреть на полотно. Недавно мы были в музее Фаберже, где представлена скульптура Эрнста Неизвестного «Падение». Там аналогичный сюжет, но есть надежда на жизнь. У Дейнеки это неотвратимая смерть.
На выставке представлено много плакатов разных времен. Это агитка, проще говоря. Но мне не очень понравились они по сравнению с агиткой Маяковского. Может, потому, что поэт был и здесь даже поэтом, дополняя их стихами? А у Дейнеки это приблизительно так:
«Работать, строить и не ныть! Нам и новой жизни путь указан.
Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником-обязан.»
В этом же зале рисунки послевоенной Европы. Даже их тональность говорить о том смерче, который прошёл над городами. И это абсолютная фиксация факта, без эмоций. Как и все картины нашей послевоенной страны.
Эмоции появились у меня, когда я узнала о последней выставке Дейнеки в Москве. Он умер через два дня после её открытия. Панихида и прощание с художником проходили в этих же залах рядом с его картинами. Они тоже прощались с мастером
Большинство картин Дейнеки находятся в Москве. Но на нашей выставке явно не хватает монументального полотна «Оборона Севастополя». Картину по указанию Минкульта перевезли в художественный музей имени Крошицкого в городе-герое. Ее везли вместе с рамой в специально оборудованном автомобиле с климат-контролем. Чтобы бережно выгрузить картину размером 2×4 метра, понадобилось десять человек. Сейчас она в Москве. Побоялись оставить в Севастополе?
Но Дейнека на выставке не все, что можно сегодня, увидеть в Русском музее. Сейчас в зале № 86 корпуса Бенуа проходит комплексная научная реставрация работы Дейнеки «Покорители космоса» из собрания Луганского художественного музея.
Наблюдать за процессом могут все посетители Русского музея. Картина долгое время была накатана на вал малого диаметра, поэтому на ней появилось много дефектов красочного слоя.
Если вы хотите своими глазами увидеть все, о чем я написала, и даже больше, поторопитесь. Выставка будет работать до середины апреля, а потом направится в тур по городам России. Первыми её увидят жители Рязани и Тулы
Фото Татьяна Бушманова