Частный музей Фаберже на Фонтанке всегда радовал посетителей нестандартными выставками. Стоит вспомнить Дали, Кало и многих других.
Их привозили по договорённости без каких либо опасений в Россию. Сейчас настало время, когда к таким нестандартным выставкам следует отнести новый проект Культурно-исторического фонда «Связь времен», рассказывающий об искусстве российских регионов. Проект «Открытый мир» посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне как дань памяти подвигу героев, сражавшихся за будущие поколения, за их право жить и творить.
Предполагается, что ежемесячно на площадке музея будет представлено искусство одного из российских регионов. Первым честь открыть проект представлено советскими и современными художниками, родившимися и работавшими на Урале: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ирбите и Заречном. Урал выбран не случайно — именно здесь ковалась победа в Великой войне, именно здесь выпускались танки, орудия, снаряды к ним. Наверное, не зря центральной картиной выставки стала работа Миши Брусиловского «1942», году, в котором погиб его отец. Очень сильная картина, на которой женщины, заменив мужчин, стали стеной за страну.
Вторая его картина, захватившая меня — называется «Генерал». Я дала ей свое название «Рождение фашизма». Из яиц вылупляются генералы будущих войн. И их не счесть. Страшно
Эти две картины из постоянной экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, того самого, который принял у себя в годы блокады эрмитажные коллекции. Музейщики не стали на время гастролей в Петербурге заменять их чем то из фондов. На этих местах сейчас с гордостью висят надписи, что они временно переехали к нам. Связь времен?
Перед открытием выставки специалисты внимательно изучали каталоги музеев, пытаясь показать самые выдающиеся работы уральцев. И никак нельзя было обойти вниманием уроженца города, Эрнста Неизвестного. В Екатеринбурге открыта единственный в России музей, носящий его имя.
На выставке представлены три его работы из коллекции Верховиной Розы Александровны, две живописные и одна скульптура, а также одна работа из Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера. Можно как угодно относится к его творчеству, но его произведения никого не оставляют равнодушным. Я задержалась около скульптуры «Падающий человек» : представила, как это больно и что должно было случитьсч, чтобы это произошло.
Я очень люблю графику. На выставке представлены работы в этой технике Виталия Воловича. Прежде всего он был книжным графиком. Одной из первых его работ были иллюстрации к книге матери Эрнста Неизвестного, поэтессы Беллы Дижур.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпов предоставил три листа его иллюстраций к трагедии Эсхила «Орестея».
Удивительно тонкая работа, где нужно всматриваться в каждый штрих.
Да и вообще, нужно обязательно пройтись по всем представленным картинам, чтобы многое понять, осмыслить, попытаться думать как авторы. Перед посещением я думала, что это будет выставка типа производственных картин, но таких я нашла только одну — эстамп Алексея Казанцева «У проходной завода».
Портреты героев производства Уралмаша на фоне толпы, проходящий на производство. Лица над необъятный толпой. Очень интересная находка
Что стало доя меня открытием — камнерезные изделия. На Урале существует несколько студий, а работы для выставки предоставил Фонд семьи Шмотьевых.
Для примера приведу несколько работ, которые нужно долго рассматривать. И рекомендую ходить с электронным каталог м по выставке — тогда вы лучше поймёте, что из чего и как.
Композиция «Первенец» (Автор модели, камнерез: Иван Голубев, Шлифовщик: Альберт Клевакин) состоит всего из трех кусков камня: основания из хризопраза, скорлупок из магнезита и фигуры из халцедона. Умение учесть рисунок камня, позволили создать контрастные лапы, оперение, клюв и полоску на шее, выделить светлым брюшко и шею птицы, отделить об основного объема голову и сидящего на спине птицы утенка
А здесь, в «Чарке меда» автор модели: Григорий Пономарев; Камнерезы: Григорий Пономарев, Илья Серухин, Игорь Трухин; Ювелир: Дмитрий Евдокимов сумели подобрать моховой агат для парчового сарафана и резного кокошника. Ажурное кружево из кварцита, воротник-ожерелье из хризоколлы, закрепленная на кокошнике вуаль из льдистого кварца — сколько фантазии и мастерства во все это вложено. И как нужно знать камни…
Выставка продлится всего один месяц. Следующим регионом, который будет представлен, станет Пермь. Далее, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Между выставками месяц на реэкспозицию. Не пропустите, здесь будет интересно
Фото предоставлены музеем Фаберже