Я не знаю, насколько переделаны лестничные марши в императорских дворцах, но меня всегда охватывают непонятные чувства, когда я иду по ступенькам, выполненны много лет назад.
Вот так я и шла по чугунный лестнице, поднимаясь на хоры музея Академии художеств на презентацию планов на 2025 год. Лестнице уже исполнилось 200 лет. И кто только не пользовался её услугами, если подумать.
Хоры давно нуждались в ремонте, как в верхний вестибюль. Наконец, до этого дошли руки и было, что очень важно, финансирование. Сейчас это очень интересное пространство, с которого виден просвет вниз, который ранее был закрыт огромным банером.
Перила здесь довольно низкие. Поэтому, во избежании инцидентов с посетителями, их дополнительно оградили прозрачными ширмами, что, честно говоря, немного портит классический вид зала. Вазы, слепки с классических образцов, целые скульптуры — все собрано в этих залах. Совершенно невероятным является коллекция макетов зданий Санкт-Петербурга. Это образцы, которые, довольно часто менялись по разным причинам в процессе постройки. Что интересно, во многих из них предусмотрено открытие е фрагментов стен, что позволяет нам как бы вхойти внутрь. Это волшебство можно было бы назвать «Петербург, которого никогда не было».
В планах Музея создание целого квартала на углу Вознесенском проспекта и улицы Римского Корсакова. Много лет здания стояли бесхозными, теперь это владения МАХ. После проведения экспертизы начнутся строительные работы. Приблизительный эскмзы уже есть. Ну а пока приходится устанавливать контрфорсы, чтобы спасти от разрушения ещё существующие постройки.
Строительные работы сейчас занимают довольно много времени, так как пришло время заняться усадьбой Пенаты. Все внутренности самого здания уже вывезены, они или на идущей на набережной выставке, или у реставраторов. И, если с живописью музейщики справляются сами, то многое непрофильное — ткани, фарфор-пришлось просить выполнить реставр авторов других организаций. Среди них Музей этнографии, Эрмитаж и даже центр Грабаря. Но скучать в Пенатах не приходится.
Сейчас там установлены огромные шатры, где проходят тематический выставки. Идущая сейчас продлится до осени, перед этим там пройдет музыкальный фестиваль.
Немного о в выставочных планах.
После окончания Великой Отечественной войны в Музее Академии художеств открыли собственную реставрационную мастерскую, куда поступили несколько картин для консервации. В их числе было и большое полотно Луки Джордано «Избиение младенцев» (250 х 325 см). Картину дублировали на новый холст, а на лицевую сторону поставили профилактические заклейки. Эта работа проводилась в 1951 году как временная мера. До того момента, когда произведение поступит на серьезную длительную реставрацию. Этого по разным объективным и субъективным причинам не случилось до 2022 года, в конце которого наконец приступили к сложнейшей работе по восстановлению этого полотна, Выставка будет посвящена этапам реставрации уникального этого музейного экспоната. Она запланирована на сентябрь.
В период ПМЭФ в залах музея будет развернут выставка «Зубаб Церетели и Нико Пиросмани» из коллекций Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного музея Востока, Музея-галереи Е. Евтушенко, частных собраний.
В музее будут открыты несколько выставок к 80-й годовщине Победы в Великой войне.
Выставка «Блокада. Академия. Дипломы» посвящена дипломной сессии Всероссийской академии художеств, которая проходила в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде. Многие студенты для завершения выпускных работ вернулись с фронта, и снова встали на защиту Родины сразу после получения диплома.
Выставка «Переживание войны» посвящена жизни и творчеству, начиная с защиты дипломов, выпускников Академии художеств военных и первых послевоенных лет, когда основными для выпускных работ стали темы войны, Победы, а потом и радости мирной жизни.
Выставочный проект Alma mater фонда новых поступлений живописи НИМ РАХ, который позиционируется как начало новой традиции «сезонных выставок», ориентирован на современное искусство и выпускников Академии художеств последних лет. Музей активно исследует живопись современных авторов, работающих в разных жанрах и стилях, в творчестве, которых ярко проявились следование великим мастерам в поиске мотивов и темы и образы, присущие современности.
В 2025 году музей планирует показать выставку «Класс зверей и птиц, плодов и ягод» об истории возникновения старейших художественных классов и первоначальной системе образования в Императорской Академии художеств. Её участниками станут также Государственный Русский Музей, Гсударственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Выставка зверописи, как её ласково называют в музее станет, пожалуй, хитом сезона.
Когда нам стали рассказывать об экскурсионной программе музея, я сразу вспомнила московский «музей слепков» — ГМИИ им. Пушкина. Наши слепки значительно старше московских, их делали ещё по императорским указам. А по названиям — полный восторг: приходите в музей и изучайте и мифы древней Греции и Рима, и историю Древнего мира. Как я поняла, зачастую со школьным группами приходят и родители, которым нужно разговаривать со своими малышами на одном языке — языке знаний.
А вот о том, что в музее существует коллекция архитектурных моделей Екатерины II, выполненая из пробки, я не знала. Модели как живые, у некоторых есть даже вкрапления мха для придания большей реальности. По этой экспозиции тоже есть отдельная экскурсия.
Музею тесно в своих традиционных стенах. Возможно, поэтому они разработали пешеходную экскурсию по Академическому кварталу. Кроме того, в каждом из филиалов — музеях — квартирах Куинджи, Бродского, дому — Дому — музею Чистякова в Пушкине два ждут новые знания и открытия.
В музее существут детский центр, проводящий множество программ для детей, адаптировпнных под их возраст.
Но если вы взрослый и хотите попробовать себя в искусстве живописи, для вас тоже проводятся мастер классы. Меня, совершенно неумеющей рисовать, очень привлёк цикл из 4 занятий по 2 часа, за которые вы научитесь не как профессионал, но как начинающий художник, рисовать маслом. Но можно начать и с гуаши.
Все подробности по экскурсиям и мастер классам прекрасно расписаны на сайте музея. Дерзайте!
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова