Парк в Павловске всегда был неизведанным для меня островком чудесного рукотворного создания лучших садовников.
Можно представить, как дамы прогуливались по аллеям, периодически останавливались в беседках для того, чтобы передохнуть, попить чая, спрятаться от дождика.
Потихоньку я с парком знакомилась, но о существовании Красной Долины не знала. А там, среди деревьев и лугов, размещались руины, мостики, остатки классических колонн в траве. И среди них — Елизаветин павильон. Елизаветиным его стали называть по имени супруги Александра I — Елизаветы Алексеевны, для которой павильон стал любимым местом Павловского парка.
Его интерьер был роскошно оформлен: стены облицованы серым искусственным мрамором с пилястрами зеленого мрамора, по периметру стен располагались круглые лепные барельефы на античные сюжеты, паркет выполнен из наборного дерева.
Плафон, расписанный известным театральным декоратором Пьетро Гонзаго в характерной для мастера манере, представлял собой перспективное изображение аркады с открывающимся над ней в круглом отверстии небом. На голубом фоне с розовыми облаками была изображена ветка клена. Было такое чувство, что над нами не плафон, а вид на небо.
Шли годы, войны. Памятник, серьезно пострадавший в годы Великой Отечественной войны, с тех пор не эксплуатировался и не был законсервирован. И это великое счастье, что в в 1945 году бригадой специалистов Государственной Инспекции по охране памятников под руководством архитектора-художника М. Я. Рыбкина были выполнены фиксационные материалы. В ходе этой работы были сняты кальки всей живописи плафона и изготовлены ее эталоны в цвете.
К началу XXI века павильон пришел в ужасное состояние. В преддверии 250-летия Павловска, которое будет отмечаться в 2027 году, по распоряжению Президента России, открыто финансирование работ по восстановительным работам в Красной Долине.
Специалисты подрядной организации сняли кальки с зафиксированных после войны рисунков. Когда они разложили их на пол, мы ахнули: сколько труда предстоит вложить в восстановление этого плафона. И, хотя были зафиксированы и тона красок, никто не может сказать, такими они были при создании или нет. Как и то, как поведут себя современные красители в нынешних погодных условиях.
Работы предстоят огромные. Нужно не только практически восстановить Елизаветин павильон, но и весь комплекс, включающий Краснодолинный мост и Руины.
Очень надеюсь, что уже в 2026 году мы сможем прогуляться теми тропинками, которыми ходила Елизавета Алексеевна
Фото Бушманова Татьяна