Фильм «Северный полюс»: реконструкция или художественное осмысление? Этим вопросом задаёшься сразу после финальных титров. На реконструкцию не похоже, слишком много того, чего не могло быть вовсе.
Начнём с истории легендарной лодки К-3. Это был первый российский подводный атомоход. Как всегда первое — не лучше, на головных образцах все отрабатывается. На парогенераторах реактор ной установки буквально не было живого места – сплошные переваренные и заглушенные трубки. При постройке не было ещё даже полного комплекта чертежей. К моменту похода лодка была уже не очень молодой, поэтому в поход отправились самые опытные флотские специалисты, знавшие даже вслепую, за чем нужно внимательно следить.
По навигационном комплексу. Ни один из известных в то время методов курсоуказания не мог использоваться для решения задачи похода на полюс. Астрономическим обсервациям препятствовал ледяной покров океана. Направляющая сила гироскопического компаса убывает до нуля по мере приближения к полюсу. Магнитный компас также неработоспособен, так как магнитный Северный полюс перемещается недалеко от географического. Именно поэтому в дополнение к корабельному комплексу, который мог использоваться только до широты 80°, был размещен опытный образец, построенный на наиболее точном в то время шаровом гироскопе с газовой опорой ротора. Для исключения особой точки Северного полюса на картах с меркаторовской системой координат была изобретена квазигеографическая система координат, в которой полюс находится в Западном полушарии на пересечении 180° меридиана и экватора.
Для обслуживания всего этого в поход отправилась группа ленинградских инженеров — разработчиков новых навигационных приборов. Почему я так подробно это знаю — в походе был отец моей знакомой, который вспоминал о нем и с восторгом, и с ужасом.
Во время похожа ещё не было карт с указанием рельефа дна. И вот так, совершенно случайно, был открыт подводный хребет. Но были сложности у акустиков и со льдом. От него отражались акустические сигналы собственных винтов корабля.
Всплыть на полюсе не удалось, нашли полынью в некотором удалении. Можно представить радость всего экипажа, который выпустили на лед. Интересно про имеющиеся фотографии. Перед тем, как лодка ушла в поход, сотрудники специального отдела безопасности проверили корабль на наличие фотоаппаратов, снимать было строго запрещено. Но кто лучше знает лодку и тайные места, чем подводники?
Все получили награды за поход. Не повезло только главе американского ЦРУ: он был уволен, так как узнал о походе только после получения фото с разведывательных самолётов.
Вот они, главные герои похода, удостоенные золотых звезд: Л.М. Жильцов, А.И. Петелин, Р.А. Тимофеев.
Немного о художественном осмыслении. Ни один здравомыслящий мореход не возьмёт в такой поход женщину, какой бы квалификации она не обладала: это неписанный закон.
Про взрывы льда для обеспечения определения местоположения я писала выше, они были не нужны. Но какой фильм без женских героических ролей и преодоления трудностей.
Американская подлодка, которая якобы гонялась за нашей, была построена на 20 лет позже описываемых событий. Зачем это сделано, я не поняла.
Почему все время в фильме присутствует кит? Это на флоте так назвали К-3 из за её очертаний.
Фото Павел Вагапов
Фильм снимался пять лет компаниями «Централ Партнершип» и «РУССКИЙ СЕВЕР», при участии онлайн-кинотеатра Okko, при поддержке Фонда кино. Спасибо им. Ещё одна страничка нашей истории стала доступна
Резюме. Стоит сходить:
— в кинотеатр, лучше с детьми: нам есть чем гордиться. Мы были первыми на полюсе.
— в Кронштадт, там К-3 стоит в музее, пройдитесь по ней, и вы тогда ещё больше оцените подвиг наших моряков.
Татьяна Бушманова / Павел Вагапов
Фото Татьяна Бушманова