Татьяна Бушманова: Реставрация картин из Таганрога в Русском музее

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

Это те люди, которые в момент непонятности просто взяли билеты в Таганрог, чтобы помочь коллегам, у которых произошла трагедия — попадание вражестского снаряда в картины, которые они много лет лелеяли и холили.

Вслед за ними отправился реанимобиль, единственный в России передвижной реставрационный пункт помощи пострадавшим произведениям искусств.

В общем, все это напоминало поле боя и военно полевой госпиталь, где спасают раненых в бою.

И через несколько дней мы увидели их в Русском музее — искалеченных, но живых. Где то они были просто осыпаны осколками стекла, где то невероятным образом сложились подрамники. Мы просто увидели сияющие на холстах дыры.

И здесь не могу не сказать спасибо вездесущему Газпрому, который взял на себя финансирование работ — бюджет Русского музея не предусматривал эти расходы. Кроме того, участники программы Газпрома «Друзья Петербурга» — будущие реставраторы, получили возможность получить реальные мастер классы, посвященные методам пред реставрационного исследования живописи, восстановлению масляной живописи и скульптуры от ведущих специалистов Русского музея.

После многочисленных консультаций было принято решение не просто ликвидировать последствия попадания снаряда, а провести полноценную реставрацию картин.

Прошло около 9 месяцев, и мы смогли увидеть результаты работ специалистов. В какой то момент мне показалось, что прибывшие на презентацию трудов реставраторов музейщики Таганрога просто не узнали свои полотна — яркие краски, практически незаметные повреждения.

Я хочу привести пример двух картин, которые получили самые значительные повреждения

Картина «Благословение Ребекки» Г. Шопена

Полотно значительно пострадало от попадания большого числа различных осколков на лицевую сторону картины. В результате основа произведения оказалась разорвана в горизонтальном направлении. Кроме разветвлённого прорыва, проходящего в верхней части от левого до правого края, картина получила несколько более мелких разрывов. Из-за большой скорости осколков при соприкосновении с полотном шесть мелких фрагментов холста были буквально вырваны и утрачены. Красочный слой и грунт получили огромное количество ссадин, царапин и утрат, живопись покрылась слоём цементной и стеклянной пыли.

Первостепенная задача реставрации была связана с восстановлением целостности холста. Края разрывов были соединены, деформации и вытянутости устранены, выполнена склейка нитей прорывов методом встык. Затем в места вырванных фрагментов основы были вставлены кусочки холста, выкроенные по конфигурациям утрат. Донорский холст для вставок брался с авторской кромки и имел слой авторского грунта абсолютно родственный основной поверхности произведения. Живописный слой и грунт были укреплены традиционным методом, основа для усиления дублирована на новый холст.

Картина С. Блонской «Маки»

Картина значительно пострадала от удара плоского постороннего предмета во время террористической атаки и разрушения здания. По нижнему краю произошёл срыв авторского холста с планки подрамника, из-за чего на поверхности живописи образовались линейные утраты. Холст получил сильнейшую деформацию в виде вытянутости, на кромке образовались разрывы от гвоздей, фиксирующих край. Возникло общее провисание холста. Связь живописи с грунтом и основой в процессе бытования произведения ослабла, появились группы многочисленных мелких утрат. От удара постороннего предмета по холсту и от воздействия ударной волны, ослабленные мелкие фрагменты живописи буквально были выбиты из авторского слоя и, к сожалению, утрачены навсегда.

В процессе реставрации проведён полный комплекс консервации, живопись укреплена, устранены деформации. Основа дублирована на новый холст. После удаления плотных въевшихся загрязнений живопись приобрела оригинальное авторское звучание. В места многочисленных мелких утрат подведён реставрационный грунт. На фактурных участках по изображениям маков, реставрационный грунт подводился с соблюдением объёмной фактуры, соответствующей авторскому слою. В процессе живописной реставрации с красочного слоя удалены поздние условные записи, из фактуры удалены загрязнения. В завершение выполнены многочисленные тонировки по реставрационному грунту

Еще около месяца картины пробудут в Мраморном дворце, после чего им предстоит обратный путь домой. Увы, то здание, в которое попал снаряд, имеет значительные повреждения, его восстановят не ранее 2026 года. Поэтому полотна будут выставлены в историческом здании Таганрогского музея.

У меня сохранились летние фото, на которых видно, какими прибыли в Петербург эти картины, и сегодняшние, с открывшейся выставки «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу». Сравните сами и оцените работу реставраторов.

Татьяна Бушманова

Фото Татьяна Бушманова

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Ноябрь 25, 2024 - 14:04

Государственный музей-заповедник «Гатчина» приглашает представителей СМИ на открытие масштабной выставки «Кирасиры Ея Величества», посвященной истории одного из самых известных полков русской императорской гвардии – лейб-гвардии Кирасирского ее величества полка.

 

Ноябрь 22, 2024 - 02:52

 29 ноября 2024 года в 16:30 на биеннале Объединения архитектурных мастерских «Архитектура Петербурга 2024» в Мраморном зале Этнографического музея (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1) https://oam-spb.ru/biennales/arhitekturnaya-biennale-2024/ состоится презентация новой книги благотворительного фонда поддержки культуры и искусства Dictum Factum, основанного Евгением и Юлией Герасимовыми, «Архитектор Евгений Левинсон».

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:47

Для двух роскошных фарфоровых ваз работы знаменитой Севрской королевской мануфактуры воссозданы исторические постаменты в залах Мира и Войны Большого (Павловского) дворца.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:23

Что такое фонды открытого хранения? Это когда: