Много веков Финский залив был местом перемещения в/из Северную/ой столицу/ы грузов, не всегда легальных, как и местом боев с неприятелями.
Все зависело от того, воюем мы с кем то в это время или нет. Не все корабли возвращались в родные гавани, многие погибали. Так дно Балтики превращалось в неизведанное пространство, космос под водой. Именно так названа выставка, открывшаяся в Большой оранжерее Нижнего парка Петродворца. Лучше не придумать — «Гидрокосмос». Она организована совместно с Центром подводных исследований Русского географического общества
Если смотреть последовательность гибели, то самым старым является корабль, ушедший под воду в 1724 году. Это судно, пройдя таможню и задекларировав груз, вне пределов видимости дозагружалось в море. Так на нем появилась пшеница, запрещённая к вывозу еще Петром I, поскольку в России был не урожайный год. Кроме того, на борту был деготь, сало. Этого в декларации не было. Увы, рейс был поздним, октябрьским. Судно просто вросло во льды, потом село на неглубокую мель да так, что были видны мачты. Жители ближайших мыз быстренько растащили груз по своим домам. Что интересного найдено подводными археологами? Несколько церковные книг в довольно приличном состоянии. Одна из них уже представлена в музее Кронштадта, остальные в работе в реставрационных мастерских Грабаря в Москве. Найдено несколько париков — в те петровские времена непринято было ходить без них в присутственные места. Один из поднятых кафтанов отреставрировали в мастерских Эрмитажа.
Самая занятная находка — металлическая капитанская «ночная ваза». Сохранилась и готова к дальнейшем использованию по назначению.
Второй по дате гибели — 1790 год — шведский военный канонерский баркас. Он обнаружен в районе Приморска и пока до конца недообследован. Он потоплен русским флотом, экипаж погиб. Найдено несколько человеческих останков, которые не поднимают на поверхность. Их интересных находок — часы из каюты капитана, обычные механические и песочные. Песочные идут, механику пока не пытались завести.
Третий корабль, представленные на выставке, в просторечии среди водолазов называют «посудник». Его родное название не установлено, поскольку ни одна страховая компания не выплачивала деньги за его гибель. Попросту это тоже своеобразная контрабанда. Только что закончилась Крымская война 1856 года, Балтийское море потихоньку открывается для торговли.
Вот англичане и поспешили в Петербург со своей посудой. Чего только там нет. Шелковые платки, навигационные инструменты, чашки, блюдца и молочники известных мануфактур, например, William Davenport.
На выставке представлено множество посуды как уже очищенной от грязи, так и те, которые сохраняются специально для показа в виде, котором они были подняты.
Корабль затонул в шторм в районе Гогланда на приличной глубине. Именно поэтому работа водолазов затруднена. Им каждые 30 минут нужно заканчивать работу и в течение часа подниматься на поверхность — такие условия вытекают из требований к здоровью.
Кстати, вы помните, что такое ЭПРОН?
Это Экспедиция подводных работ особого назначения, созданная в 1923 году для подъёма затонувших судов и подлодок. История ЭПРОН началась с особо секретного задания: водолазов отправили в Балаклавскую бухту на поиск затонувшего в 1854 году английского фрегата «Принц»; молодая советская власть рассчитывала, что на борту затонувшего во времена Крымской войны судна могут быть спрятаны сокровища, которыми можно пополнить опустошённую Гражданской войной казну. Клада эпроновцы так и не нашли, но за первые 2 года работы подняли со дна Чёрного моря миноносец и 2 подводные лодки, которые позже были отремонтированы и переданы флоту. В 1941 году ЭПРОН полностью вошла в состав Военно-морского флота как аварийно-спасательная служба.
Мне кажется, что Центр подводных исследований Русского географического общества, который и представил на выставку все экспонаты, достойно йный наследник эпроновцев.
Так вот, в 1937 году Вера Мухина, уже ставшая известной благодаря монументу «Рабочий и колхозница», работала над героическим образом водолазов и предложила на Балаклаве установить им памятник в виде маяка. Вдохновлённая образом «завоевателя стихий», она задумала необычную скульптуру высотой 40 метров. Блеск стали должен был ассоциироваться с мокрым гидрокостюмом , а в шлеме можно было разместить необходимую для маяка аппаратуру. Увы, время было уже не то, идея так и осталась неосуществленной.
Но
Есть у нас люди, которым близка водолазная тема. Один из них — Леонид Тишков. Он сделал копию того самого маяка, правда не достигнув «высот» Мухиной и Церетели. Его водолаз высотой всего около 3 метров установили на набережной в парке Горького в Москве. Сейчас его работа гостит в Петергофе, как и серия совершенно забавных рисунков на эту тему, стоит их посмотреть и улыбнуться.
Я уходила с выставки в надежде, что это не последняя встреча с находками водолазов-реставраторов. Действительно, в ближайшее время в Ораниенбауме будет открыт новый объект, где мы сможем познакомится с другими находками из Гидрокосмоса
Фото newreportage.ru / Татьяна Бушманова