Татьяна Ванд: «Нынешний отраслевой закон загоняет туроператора в зону высокого риска»

О том, что какие проблемы мешают сегодня турбизнесу, и можно ли противостоять демпингу, мы беседуем с Татьяной Ванд (фото), руководителем одной из старейших российских компаний «Ванд Интернэшнл тур».

 

- Вы только что вернулись со встречи в посольстве Хорватии, куда пригласили ведущих операторов направления. Довольно неожиданно: у вас действительно такие серьезные объемы по Хорватии?

- Как выяснилось, да. У нас туда едет много корпоративных групп и приличный объем по аренде апартаментов. Страна очень хорошая, но, конечно, для продажи непростая. Плюсом можно назвать уникальную природу, море, европейский сервис. Но маловато отелей, в основном отреставрированный старый фонд, не хватает песчаных пляжей, высокие цены, а теперь еще и визы. А вот апартаменты радуют, это частный бизнес, ценовая политика более гибкая, выбор огромный. Но в целом, повторю, направление непростое.

 

- Может быть, не все агентства умеют продавать Хорватию?

- Конечно, она сложнее, чем пляжные Греция и Болгария, да и предложений по этим странам на порядок больше, а цены ниже. Агент четко понимает свою выгоду и, как правило, не будет тратить время на убеждение. Да и большинство туристов выбирают, в первую очередь, самый дешевый продукт, не задумываясь о соответствии цены и качества. По первому параметру Хорватия проигрывает, а по второму надо убеждать клиента, что качество – это и красота, и еда, и сервис, и уникальные заповедники. От агента требуется высокий профессионализм, и если он есть, то туристы охотно едут и не жалеют об этом. Вообще турагентствам надо иметь в активе ассортимент стран, хорошо знать их, читать о них. И соответственно работать со многими компаниями. Франчайзинговые или сетевые агентства, замкнутые на одного-двух операторов, обречены на провал. Все решает не франчайзинг, а профессионализм конкретного менеджера! В Том числе – умение правильно выбрать оператора.

 

- Но ведь это – самое трудное! В нынешней ситуации на рынке трудно кому-то верить.

- А надо анализировать. Турагентства – профессиональные участники рынка. Если кто-то из операторов вызывает сомнения, не рискуйте. Объяснить клиенту, почему турпакет лучше купить не у того, кто продает дешевле, не так уж трудно. А если уж очень хочется, то бронировать туры надо на ближайшие даты и на небольшие суммы, подстрахованные своим личным запасом при худшем раскладе. И точно не надо зимой бронировать лето. К тому же, есть конкретные периоды, которые помогают проверить финансовое состояние оператора. Это конец сентября, когда оператор расплачивается с отелями за летний сезон, и февраль, когда банки подводят итоги прошедшего года и продлевают – или не продлевают – кредиты. Если в эти периоды у клиентов какого-либо оператора возникают проблемы, например, их не селят в отели или размещают не в тех, или появились трудности с рейсами – держите ухо востро. Возможно, это кандидат на вылет. К тому же, если весь год оператор продает все дешево, это серьезнейший сигнал!

 

- А сейчас есть такие кандидаты?

- Они всегда есть и будут. Причин несколько. В нашей отрасли не работает антидемпинговое регулирование, хотя во всех цивилизованных странах ценовая политика, скажем так, курируется. Например, есть конкретные периоды – начало и конец сезона, когда турфирмы могут предлагать скидки. Туристы знают, когда эти скидки начинаются и когда заканчиваются. А у нас демпинг продолжает разъедать рынок круглый год: в 2012-2013 годах захватил даже высокий сезон. Большинство туроператоров-массовиков (затейников!) «завязаны» на банковские кредиты. Чтобы продлевать их, нужны финансовые обороты, которые компании наращивают за счет увеличения турпотока и в ущерб собственной прибыли. Открывают новые направления и начинают с полцены, лишь бы платили! А тут еще коллеги-конкуренты, которые тоже не дремлют.

 

В России прижилась спайка бизнеса и банков, и она очень опасна для развития страны. Банкиры зачастую выдают кредиты тем, кто им лично выгоден, то есть, доверенным лицам. И закрывают глаза на долги, нередко из просто списывают. Это старая история. Собственно, один всем известный оператор погорел почти случайно: в банк пришел новый руководитель и сильно удивился, что у них пытается перекредитоваться клиент с такими большими долгами. А ведь эти игры продолжались не один год. И зарубежным партнерам многие компании не платят, перекладывая долги на следующий год. Мне в этой ситуации иностранных операторов не жалко, надо изучать местность, а вдруг там болото. Не жалко и агентства, которые в погоне за дешевизной работают с сомнительными турфирмами. Жалко туристов, которые страдают от всего этого беспредела.

 

- То есть крупные операторы, по-вашему, в группе риска?

- Не только. Риск банкротства одинаково высок для любого оператора. В какой-то степени более защищены многопрофильные компании. Нишевым туризмом уж точно заниматься невыгодно – трудно удержать клиентов и прибыльность, продавая две-три страны. И особенно высок риск при наличии кредитов, а на них сидят крупные операторы.

 

Мало кто старается проанализировать ситуацию на направлении. Например, я считаю, что сейчас опасно держать большой блок на любую латинскую страну, там то эпидемия, то стихия разгуляется, да и перевозка дорогая. Надо очень хорошо подумать, сможешь ли ты загрузить борт или половину, сможешь ли отдать долги, если что-то пойдет не так. А я слышу вокруг совсем другие аргументы: надо выйти на направление, чтобы не уступить его конкуренту. А здесь еще и авиакомпания на ушко шепчет: «Возьми борт, тебе отдам за копейки, как-нибудь сочтемся, будет дешевле всех, конкуренты не догонят». Мы ведь тоже ставили чартеры, была у нас и Турция, и ОАЭ, но мы никогда не пытались играть в опасные игры. «Рулетка» – не про нас. Мы зарабатываем.

 

- На чем, если не секрет?

- Если коротко – на ассортименте, качестве и профессионализме. И на новых странах.

 

- У «Ванд» есть свободные места для новых направлений? Мне кажется, вы уже продаете все на свете. Я насчитала 93 страны.

- Есть еще белые пятна на нашей карте! В этом году «открыли» Монголию, собираемся в Иран. Новые страны сейчас очень востребованы: растет интеллектуальный уровень, люди устают от пляжей, все больше интереса проявляют к комбинированным, экскурсионным турам. И число таких клиентов растет! Для нас это хороший показатель. Мы изучаем запросы, сами постоянно в поиске, пытаемся соответствовать требованиям такого рынка.

 

- Но почему, например, Монголия? Как вы решаете, что вот в этом году будет популярна какая-то страна? Проводите маркетинг? И где взять столько специалистов по направлению?

- Все просто. Я часто говорю руководителям отделов и менеджерам, что весь маркетинг у них в телефоне. Надо просто слушать и слышать рынок. Мир безграничен, даже в рамках одной страны может открыться что-то новое для туристов. В последнее время часто спрашивают о Монголии. Хотят узнать больше о великой когда-то цивилизации, о Чингисхане.

 

Проблем со специалистами по направлению, включая новые, тоже нет. Наша компания устроена так, что инициатива идет изнутри. Такая система – аналогов, по-моему, на рынке нет. Например, в отделе четыре человека, включая начальника, оперируют двумя странами – зимним Израилем и летней Италией. Все взаимозаменяемы. Если турпоток падает или все доведено до автоматизма, появляется свободное рабочее время, и сотрудники – как правило, по своей инициативе берут дополнительно новую нераскрученную страну, например, Южную Корею. Отделы достаточно самостоятельны: изучают страну, договариваются с отелями, находят партнеров, подписывают контракты, формируют ценовую политику. Безусловно, руководитель компании решает общие организационные вопросы, контролирует финансовое состояние и т.д. Но лично я редко встречаюсь с менеджерами отелей или директорами принимающих фирм.

 

- Да, вы всегда в офисе, всегда доступны по телефону…

- Это принципиально. Присутствие директора – психологический и организующий момент для всей компании. Любой вопрос решается оперативно и без бумаг. Тем более, что, к сожалению, наша работа не упрощается. Опыт, конечно, большой, но он помогает только в том плане, что ко многому относишься более спокойно. Но проблем и ответственности меньше не стало, все равно чувствуешь себя, как на войне – пушки стреляют, ядра летят, только успевай уклоняться. Да и мир за последние 20 лет явно стал беспокойнее. И если раньше информация до людей доходила постепенно или даже вообще не доходила, то сейчас все мгновенно – пара новостей по телевизору, и туристы уже насмерть перепуганы. К тому же, правовое поле, в котором сейчас работает турбизнес, иначе как болотом назвать не могу. Я всегда считала, что законодательство должно работать таким образом, чтобы было выгодно бизнесу + потребителю + государству. Весь цивилизованный мир уже многие годы так работает. Ничего придумывать не надо. Надо российским законодателям только утвердить этот порядок.

 

- Что вы имеете в виду?

- Во многих странах туристическое законодательство – это огромный том документов, у нас – жалкие 30 страничек! Положения закона слишком общие, расплывчатые, в них не учтены десятки конкретных и распространенных ситуаций. Закон грубо противоречит существующей мировой юридической базе, связанной с международным туризмом. «Гвоздями прибито» положение о небезопасности туриста в местах отдыха – об этом нас извещает МИД. Как известно, в этом случае туроператоры должны вернуть туристу полную стоимость турпакета. Но если в стране опасно находиться туристу, и МИД об этом говорит, то это – форс-мажор. Точка. При форс-мажоре возврат денежных сумм за оплаченные путевки должен происходить с учетом фактических убытков! Это знает весь мир. Так принято и так работают все страны, кроме России. Если мы «не как весь мир» – примите соответствующие положения о страховании таких оплат и пусть страховые компании возвращают деньги! Заставьте все авиакомпании и гостиницы возвращать российским туристам деньги при появлении рекомендации МИД не посещать ту или иную страну. Туроператор зарабатывает на путевке всего 50 долларов, а вернуть почему-то должен полную стоимость. При том что он уже оплатил билет, а авиакомпания деньги ему не возвращает. Отель тоже не понимает, почему он должен обязательно возвращать деньги при форс-мажоре. То есть существующий отраслевой закон загоняет туроператора в зону высокого риска.

 

Зато недобросовестное турагентство не несет никакой юридической ответственности перед клиентом. Туристы пишут претензии сразу оператору, с ним же и судятся. Туроператор виноват во всем. Смешно и грустно.

 

- Как вы думаете, стоит ли ввести фингарантии для турагентств?

- Как показали фингарантии для операторов, это не панацея. Получился безграмотный «оброк» для туроператора. Да, я за фингарантии, но с другим механизмом действия. Страховаться должна каждая путевка. Страховщики не хотят? Значит, надо искать вариант, который устроит всех. И, конечно, изменить законодательство, в том числе страховое.

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Март 17, 2024 - 18:40

Куба хотела бы стать туристическим регионом России, которая всегда имела и продолжает иметь особое значение для острова, сообщил министр туризма острова Хуан Карлос Гарсия Гранда на официальном открытии международной туристской выставки "Интурмаркет" в Москве.

 

Март 15, 2024 - 11:37

Пассажиропоток на водных маршрутах в Санкт-Петербурге в 2024 году может превысить 4 млн человек.

 

Март 13, 2024 - 09:16

Посол России в Шри-Ланке и Мальдивской Республике Леван Джагарян — о российских туристах, сферах международного сотрудничества и влиянии на него западных санкций против России.

 

Март 12, 2024 - 07:31

С 11 марта по 9 апреля Дубай окутает атмосфера Рамадана, и календарь города наполнится множеством интересных событий.