Тот кризис, в который попал российский туристический рынок этим летом, привёл к ожидаемым последствиям - за реформу туристической отрасли начинают массово браться «все кому не лень»: в конце прошлой недели сенаторы предложили взимать налог в выезжающих заграницу туристов, а в понедельник депутаты выдвинули другую инициативу – обязать туроператоров оплачивать гостиницу и авиабилеты до момента начала тура.
Обе инициативы эксперты турбизнеса назвали абсурдными, причем очевидно, что выдвигали их люди, не удосужившиеся вникнуть в тонкости функционирования туристического рынка.
Так, пока все заинтересованные ведомства и отраслевые общественные организации проводят мозговой штурм по выработке нового туристического законодательства, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» и председатель партии «Родина» Алексей Журавлев уже успел подготовить собственный проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». В частности, в ст. 10 «Особенности реализации туристического продукта», в которой содержится описание правил составления договора, парламентарий предлагает вписать норму о сроках предоставления туроператором сведений о финансовых документах, подтверждающих оплату компанией услуг третьих лиц, связанных с реализацией туристического продукта. Если предложения г-на Журавлёва будут приняты, туристы смогут еще до вылета получить документальное подтверждение, что их гостиница и билеты на самолет оплачены. По мнению законотворца, одновременно с этим в историю должна уйти практика, когда турист оплачивает турпакет, но при этом узнает название гостиницы, в которой будет жить, лишь по приезду на курорт. «Несовершенство законодательства привело к тому, что в разгар сезона отпусков десятки тысяч наших сограждан не смогли выехать на отдых, даже оплатив полную стоимость путевки, а те, кто оказался за границей, с удивлением узнали, что в связи с финансовыми трудностями туроператоров их гостиницы и обратные билеты на родину не оплачены, цитирует г-на Журавлева газета «Известия». - Однако при оплате полной стоимости путевки клиентом такое должно расцениваться не только как халатность, но и как мошенничество».
«С юридической точки зрения, подобные предложения выглядят полностью абсурдными. Нельзя вторгаться в договорные отношения хозяйствующих субъектов, включая режимы платежей. Государство может и должно устанавливать лишь стандарты деятельности, но не определять порядок взаимоотношений участников рынка», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, гендиректор ЮА «Персона Грата».
Впрочем, от подобных абсурдных предложений представителям отрасли ещё придётся долго отбиваться: судя по опыту прошлых лет, депутаты всегда проявляли повышенную законотворческую активность после каких-либо скандалов на туристическом рынке. Причем их предложения чаще всего были далеки от идеала. Так были и летом 2012 года, когда после череды банкротств туроператоров родилась идея внедрить на туроператорский рынок систему круговой поруки в виде «Турпомощи».
«Реально в Ростуризме более-менее обрисуются контуры нового туристического закона через неделю – сейчас они собирают все предложения и активно их прорабатывают. После чего окончательное предложение ляжет на стол Премьеру, который и поручил Ростуризму разработать эти поправки. Что касается депутатов, то эти предложения – их личная инициатива, тем более никто не может им запретить вносить новые законопроекты», - добавил собеседник. Кстати, учитывая, что глава Ростуризма Олег Сафонов человек в туризме новый и не принадлежит ни к одной из лоббистких группировок, эксперты надеются получить от его ведомства довольно взвешенный законопроект, который позволит защитить туристов и не допустить монополии крупных туроператоров.
Напомним, что веерная череда банкроств на российском туристическом рынке началась с Невы, объявившей о своём крахе 16 июля. Далее вечером в пятницу, 1 августа, об отмене 36 чартеров «Идеал Тура» объявили «Оренбургские авиалинии», за ним в субботу последовал крах «Лабиринта» (обе эти компании также связывают с именем Михаила Шаманова). А во вторник к печальной череде банкротств присоединился «ИнтАэр» и «Авиачартер», а в среду - «Нордик Стар».