С 1 июня размер комиссии будет зависеть от величины города, в котором работает агентство, а также от периодичности сотрудничества. Это следует из сообщения, появившегося на сайте туроператора 30 марта. Например, агентство из небольшого города может рассчитывать на дополнительные полпроцента комиссии (сверх начальных 10%. – Прим. ред.) уже после десяти отправленных туристов. Чтобы заработать те же 10,5%, агентствам из крупных городов надо отправить 15 клиентов, а из мегаполисов – 25. Дальше – больше, но максимальная ставка для всех ограничена 12% (ранее – 13%).
В офисе туроператора добавили, что комиссию будут начислять в динамическом режиме, который позволяет оперативно корректировать ее размер. Иными словами, если агентство постоянно работает с оператором, то вознаграждение автоматически растет, если агентство пропадает на длительный срок, то так же автоматически уменьшается.
Предусмотрен пряник. Партнерам разрешили пользоваться начисляемыми им бонусами не только для оплаты отдыха сотрудников агентств, но и для расчетов за туры для клиентов.
Вводимые корректировки генеральный директор TEZ Tour Владимир Каганер объяснил следующим образом: «Борьба с издержками идет во всем мире, изменение комиссии даже на 1% в масштабах нашей компании – немалые деньги. Кроме того, мы не хотим, чтобы предназначенные прямым агентам комиссионные транслировались в поощрение субагентов и неоправданные скидки клиентам».
Эксперты уже давно призывали турагентства готовиться к тому, что операторы приступят к оптимизации затрат. «Снижение комиссии я расцениваю как тренд, причем тренд долгосрочный, – сообщил генеральный директор DSBW-Тours Карен Гончаров. – TEZ Tour выступил своего рода законодателем моды. Предсказывать поведение других туроператоров не буду, но очевидно: в условиях кризиса перепроизводства у нас два пути – повышать либо стоимость туров (что самоубийственно), либо рентабельность, используя рычаг агентских вознаграждений. Ни к чему катастрофичному это не приведет. Наоборот, простимулирует розницу отказаться от демпинговых скидок клиентам».
Турагентства, опрошенные корреспондентом «БАНКО», отреагировали на новость с пониманием. Гендиректор самарского «Магазина Путешествий» Игорь Мельников считает, что уменьшение комиссионных может ударить по консолидаторам – перекупщикам, которые сами ничего не продают напрямую. Однако эксперт обратил внимание, что шаг TEZ Tour в одностороннем порядке может поставить компанию в невыгодное положение перед конкурентами. С другой стороны, он отметил, что некоторые ТО давно и удачно оперируют небольшими размерами агентских вознаграждений, при этом предлагая недорогой продукт («Библио Глобус», «Натали Турс», например). «Возможно, в TEZ Tour собрались поменять стратегию и укрепить конкурентную позицию производителя качественного турпродукта путем его удешевления. Что ж, будем следить за ценниками».