Данные Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подтвердили, что 2020 год стал худшим для авиаотрасли за всю историю наблюдений. Для российской отрасли авиаперевозок год тоже стал рекордно плохим, а 2021 г. не обещает восполнения понесенных убытков.
Данные IATA за 2020 год продемонстрировали беспрецедентное снижение количества авиапассажиров с 1950 года (когда этот показатель начал отслеживаться).
В 2020 году авиакомпании обслужили 1,8 млрд пассажиров, что на 60,2% меньше по сравнению с 4,5 млрд в 2019 году. При этом спрос на авиаперевозки в отрасли в пассажиро-километрах (RPK) упал на 65,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По подсчетам IATA, в 2020 году воздушное сообщение сократилось более чем наполовину, а количество маршрутов, соединяющих аэропорты, резко сократилось более чем на 60% в годовом исчислении уже в апреле 2020 года.
Общие доходы от пассажирских перевозок в отрасли упали на 69% до 189 млрд долл. в 2020 году, а чистые убытки составили в общей сложности 126,4 млрд долл.
Наибольшие потери в пассажирских перевозках понес регион Ближнего Востока: показатель RPK упал на 71,5% по сравнению с 2019 годом, за ним следуют Европа (-69,7%) и регион Африки (-68,5%).
Пандемия привела к тому, что в 2020 году Китай стал крупнейшим внутренним рынком авиаперевозок впервые за всю историю наблюдений, поскольку здесь темпы роста авиаперевозок превысили аналогичные показатели в других странах.
По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки российских пассажирских авиакомпаний составили почти 200 млрд р.
Многие перевозчики в прошлом году перепрофилировались на перевозку грузов. Это помогло сократить убытки, а объем перевезенных грузов и почты за год увеличился на 2,3%. За прошлый год авиакомпании перевезли 69,2 млн пассажиров, снижение составило 46% к 2019 г.
Совокупные убытки всех пассажирских и грузовых авиакомпаний за прошлый год оказались меньше – 132,9 млрд р. По данным организации, эти убытки стали рекордными во всей постсоветской истории России.
В 2021 г. российские авиаперевозчики продолжают терпеть убытки в сегменте пассажирских перевозок.
«За счет роста внутренних авиаперевозок 2021 год для российских авиакомпаний стал более успешным. Но доходность авиакомпаний в этом году по-прежнему не растет, т.к. средний чек ниже 2019 года. Наиболее доходными для перевозчиков являются международные маршруты, а большинство из них всё еще закрыто. При закрытых границах и отсутствии туристической регулярной и чартерной перевозки по популярным направлениям в этом году будет невозможно достигнуть показателей 2019 года», – говорит вице-президент АТОР Дмитрий Горин.
Объемы международной перевозки в РФ в 2021 г. по-прежнему значительно меньше, чем в 2019 г. Хотя в сравнении с 2020 годом наметилась тенденция к росту.
Так, в июне 2021 г. прирост объема международной перевозки российских авиакомпаний год к году составил почти 4000%. По итогам июня российские перевозчики обслужили на международных рейсах 1,7 млн пассажиров (в июне 2020 г. – 40,5 тыс. пассажиров).
Анна Бирюкова
Фото: Depositphotos.com