Организатор трагического восхождения на Эльбрус явился с повинной и арестован

28 сентября в Ростуризме прошло совещание в связи с трагедией в Кабардино-Балкарии. 23 сентября, после ухудшения погодных условий группа из 19 человек, совершавшая восхождение на Эльбрус от компании Elbrus.Guide запросила помощь. Во время спуска пять человек погибли, по предварительным данным, от переохлаждения. Остальные были эвакуированы спасателями, 11 из них были госпитализированы.

Организатор этого восхождения Денис Алимов явился с повинной и арестован. Городской суд Нальчика возбудил уголовное дело по статье 238 УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц».

Денис Алимов – основатель петербургского туристического клуба «Время приключений», специализировался на речных сплавах на каяках. Как сообщает «Фонтанка», в 2015 году г-н Алимов открыл горное подразделение Elbrus.Guide в Пятигорске, нанял местных гидов и организовал туры на Эльбрус. Стоимость восхождения составляла около 40 тыс. рублей с человека.

Как рассказала RATA-news менеджер по развитию компании Russia Discovery Ирина Милинцова, на совещании в Ростуризме обсуждались причины ЧП и возможные меры по ужесточению требований к организации таких туров. В том числе и законодательные, так как с 1 июля 2022 года вступит в силу федеральный закон об обязательной аттестации инструкторов-проводников.

«Среди необходимых мер, которые буквально лежат на поверхности, это, конечно, информация, – полагает она. – Эльбрус – одна из семи самых высоких вершин мира, высочайшая точка Европы, и многие хотят ее покорить. Но далеко не все осознают масштаб сложности и опасности. И нужна более широкая кампания по информированию туристов, в том числе, на государственном уровне».

Интерес к горным турам сейчас очень высок, говорит собеседница: «Возможно, это связано с закрытием границ. У нас в этом году спрос подскочил минимум на 20%. Было много и групповых, и корпоративных, и индивидуальных туров. Начиная с майских праздников и до середины сентября, мы каждую неделю отправляли по группе».

На совещании обсуждались такие возможные меры, как создание поста МЧС или какой-либо другой службы, которая отслеживала бы погоду и могла вынести запрет на подъем. «Сейчас эта ответственность лежит на гиде, который сам принимает решение- совершать подъем или нет. Когда отправлялась та группа, прогноз был не самый благоприятный. Десять групп отказались от восхождения, а эти пошли. В конце концов, можно было отправить не всю группу, а только самых сильных участников», – пояснила г-жа Милинцова.

Одновременно, по ее словам, предстоит более детально регламентировать состав группы и работу гидов. «В нашей компании такие группы не превышают 15 человек, при этом во время восхождения у нас по одному гиду на каждые три человека. Но есть компании, у которых на гида приходится пять или восемь человек. Сейчас это никак не регулируется», – заметила эксперт.

«На мой взгляд, основанный на личном опыте, причина катастрофы – ошибки гидов, – говорит генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Думаю, они не увидели угрожающую перспективу и решили, что проскочат. Прогноз погоды с вечера показывал шторм и снегопад на вершине после 12 часов. Можно ли было идти? Да, можно, сильная группа могла спуститься до 12. Но скорость подъема 20 человек была очень низкой, в 10 часов они только подходили к вершине. Шанс мог бы дать быстрый спуск вниз, но скорость спуска тоже была катастрофически низкой».

По его словам, восхождение на Эльбрус – это не легкая прогулка, риск есть всегда. И жертвы, к сожалению, есть каждый год. «Выход только один – аттестовать всех гидов через квалификационный экзамен силами Федерации альпинизма России, делать это систематически. Простейший медосмотр участников накануне восхождения позволит хотя бы частично выявить больных и неготовых. МЧС могла бы «закрывать» гору в каких-то случаях, делая официальное заявление о причинах. Гиды должны быть на постоянной связи с МЧС. Запретить большие группы, один гид не может вести больше трех клиентов, например», – рассуждает г-н Ромашкин.

С ним согласен член правления Федерации альпинизма России, руководитель Центральной школы инструкторов Александр Одинцов: «Оптимальный состав – три клиента на одного опытного специалиста. Такой массовый набор, как в нынешнем случае, – категорическое упущение организаторов».

Он также полагает, что в кавказской трагедии виновны гиды. «Каждый год Эльбрус уносит по 10-15 человек. Но погибают обычно один-два альпиниста. А тут сразу пять жертв и одиннадцать – в реанимации. Это настоящая трагедия. И ее причина в том, что только 20% работающих в Приэльбрусье гидов имеют альпинистский опыт, остальные – “пираты”».

Напомним, согласно федеральному закону об обязательной аттестации инструкторов-проводников, раз в пять лет их должны аттестовывать профильные некоммерческие организации, внесенные Ростуризмом в соответствующий реестр. Для допуска к аттестации будущий инструктор должен иметь среднее профессиональное или дополнительное образование соответствующего профиля и опыт работы либо стажировки по профстандарту. Одновременно Ростуризм будет вести на своем сайте их открытый единый федеральный реестр инструкторов-проводников.

По словам Александра Одинцова, нормы, подзаконную документацию к новому закону в части альпинизма может составить только Федерация альпинизма России. «Но к нам пока не обращались, а наша инициатива ни к чему не приводит», – заметил он.

Светлана Ставцева, RATA-news

Фото: скриншот видео

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Происшествия»

Апрель 19, 2024 - 22:12

Россиянка Вероника Ермилова, которую издание RTL записало в любовницы пропавшего немецкого миллиардера Карла-Эривана Хауба, рассказала ИА Регнум, что она знает бизнесмена, но не видела его уже давно.

 

Апрель 18, 2024 - 10:02

Один из богатейших немецких бизнесменов пропал шесть лет назад в Альпах, его тело не нашли. Журналисты теперь утверждают, что он живет в Москве, а его брат был в курсе произошедшего. Прокуратура начала расследование.

 

Апрель 17, 2024 - 12:38

16 апреля 2024 года на все регионы Объединенных Арабских Эмиратов обрушились самые сильные ливни с грозами за последние 75 лет.

 

Апрель 14, 2024 - 09:10

Рейс SU514 Москва - Тегеран за 13.04.2024 выполнит посадку в аэропорту Махачкалы.