2 марта президент России подписал поправки к отраслевому закону «Об основах туристской деятельности в РФ», которые вступят в силу с 1 января 2017 года и усилят ответственность участников туристского рынка.
Представители регионального турбизнеса считают, что закон в очередной раз усложнит работу турфирмам, но не застрахует клиентов от потери денег в случае банкротства компаний. А предписание турагентствам работать «по поручению» туроператоров может связать им руки при выборе партнёров и сделает работу многих просто не выгодной. По мнению экспертов STI, работая с агентами по доверенности, туроператоры, наверняка начнут вводить для агентств депозиты. А взаимодействие на депозитной основе будет доступно немногим.
Статья 9 новой редакции отраслевого закона содержит уточнение: «турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора». По мнению экспертов, такая норма, скорее всего, приведёт к тому, что туроператоры начнут требовать с турагентов депозиты. «Туроператоры хотят таким образом обезопасить себя от мошенничества со стороны турагентств, – говорил Елена Чупина, директор турфирмы «Скайвей». – Сейчас мы сами решаем, с кем работать. А эта поправка в корне меняет дело – выбирать будет туроператор. С одной стороны, это может быть и неплохо: исключит недобросовестные фирмы-однодневки».
Руководители турфирм вспоминают, что похожее нововведение уже пытались практиковать туроператоры «Натали Турс» и «Пегас Туристик». Однако в итоге это снизило их уровень продаж и от депозитов пришлось отказаться. При этом «Пегас» предлагал альтернативу внесению депозитов: в качестве гарантии можно было также предоставлять личное имущество директора агентства (денежные средства, квартиры и т.д.). Соответственно, в случае невыполнения обязательств со стороны турагентства, это имущество могло бы компенсировать ущерб туроператора. «Нам выставляли требование на основании оборота, речь шла о сумме в несколько миллионов рублей. Такой депозит мы предоставить не могли и не собирались, – рассказала STI Людмила Иванова, директор турагентства «Пятница». – Ведь туроператоры тоже теоретически могут в какой-то ситуации попасть под удар – и тогда мы бы не получили свои деньги назад. Нам не хотелось бы начинать работать по депозитам».
Руководители турагентств солидарны во мнении, что новая схема работы может стать для них финансово непосильной, так как требование предоставления гарантий будет распространяться уже не на одного-двух, а на всех операторов. «Например, каждый из операторов будет говорить: кладите мне на расчётный счёт 100 тысяч рублей депозита (средняя стоимость зарубежного тура, это минимум, на самом деле). У каждого турагента минимум пять постоянных партнёров. И вот каждому перед бронью надо будет давать по 100 тысяч, а для пяти компаний это будет полмиллиона рублей», – говорит Наталья Гордеева, директор турфирмы «Алтайтурист». При этом стоит иметь в виду, что пять контрагентов – это минимум, у большинства опытных агентств счёт заключённых с туроператорами договоров идёт на десятки.
Менять законодательство в туристской сфере в России, полагает Юлия Сибирцева, директор турагентства «Моря и страны», следовало бы иначе, начиная с понятийного аппарата. Как известно, об ужесточении ответственности участников туристского рынка заговорили после массовых банкротств федеральных операторов полтора года назад. Но работа по депозитам, по мнению экспертов, финансового благополучия туристов не гарантирует. «У нас до сих пор некорректное определение самого турпродукта, – указывает на главную проблему Юлия Сибирцева. – Сегодня это строго: проживание плюс трансфер. Любой другой комплекс услуг не турпродукт. А когда через туроператора бронируются услуги, то они, по сути, никак не застрахованы. Именно поэтому после массового банкротства операторских компаний многим туристам не вернули деньги за туры, которые они оплатили, но не получили. Например, мои клиенты не получили возмещения за путёвку после ухода с рынка «Акриса». Через него мы бронировали только отели, билеты туристы взяли сами. Можно было, конечно, пойти в суд, но туристы прикинули, во сколько им обойдутся адвокаты, и плюнули».
В связи с этим региональные участники турбизнеса опасаются, что «депозитные инициативы» распространят и на внутренний туризм. Между тем большая часть услуг, которые сегодня продаёт на этом рынке бизнес (отдельно перелёт или размещение), по закону не является турпродуктом.
Некоторые руководители турфирм ожидают, что введение депозитов приведёт к тому, что часть агентств не сможет продолжать легально работать. Другие полагают, что фирмы начнут искать пути обхода новых барьеров. «Маловероятно, что все агентства просто закроются, – полагает Наталья Гордеева. – Скорее, будут создаваться некие «конгломераты»: когда несколько фирм объединятся под одним брендом и будут передавать депозиты операторам через одно юрлицо. Это повлечёт за собой возникновение непрозрачной ситуации, при которой будет непонятно, кто, в итоге, за что отвечает в сложной схеме. То есть закон в целом опять получился сырой и недоработанный».