Впервые за два года квартальные доходы авиаиндустрии снизятся, прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Ожидается, что по итогам апреля-июня 2011 года прибыль отрасли снизится на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с $2,89 млрд. до $1,05 млрд. Это предварительные данные по 16 авиакомпаниям.Так, прибыль второго крупнейшего американского авиаперевозчика Delta Air Lines во втором квартале составила $366 млн., что на 44% ниже прогноза аналитиков, пишет Газета.ru со ссылкой на Bloomberg. Французская Air France-KLM Group опубликовала данные об операционных убытках в размере €145 млн. ($207 млн.), хотя аналитики ожидали прибыль. В целом европейские перевозчики показали рост прибыли, но лишь благодаря низкой базе прошлого года: прибыль региона в прошлом году пострадала из-за последствий извержения вулкана в Исландии, объясняют в IATA. Показатели компаний Североамериканского, Латиноамериканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов падают. «Пока рано делать конкретные выводы, но азиатские авиакомпании испытывают наибольшее давление», – констатируют в агентстве. В июне IATA уже понизила годовой прогноз по прибыли авиакомпаний до $4 млрд. против $8,4 млрд., объявленных в марте. В прошлом году чистая прибыль авиакомпаний составила $18 млрд. Увеличить прибыль не помог даже рост объема перевозок на 4-5%. На доходы компаний давит дорожающий авиакеросин. В июне рекомендованная цена за баррель авиатоплива составляла $110, но средняя цена североморской Brent достигала $130 за баррель. Причиной стали опасения по поводу поставок, частично вызванные непрекращающейся войной в Ливии. На закупку топлива приходится около 30% расходов авиакомпаний. «Весь авиационный сектор находится под давлением, – говорит аналитик Bloxham Securities Джо Гилл. – Авиакомпании являются массовыми потребителями топлива».
На авиаперевозчиков также давит сниженный потребительский спрос, что может ухудшить финансовые показатели третьего квартала. Так, в IATA не исключают снижение объемов бизнес-поездок, которые являются одним из основных факторов поддержки перевозок за счет более дорогих билетов. По словам исполнительного директора Ryanair Holdings Plc. Майкла О?Лири, рост цен на топливо и снижение потребительского доверия могут ускорить темпы консолидации в отрасли: «В европейском секторе авиаперевозок станет больше банкротств и объединений», – цитирует Bloomberg главу Ryanair.
«На российский авиарынок также влияют мировые цены на нефть», – говорит глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Топливо в России дорожает быстрее, чем в мире, примерно на 10%», – отмечает генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак. По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, авиатопливо «дорожает в самый неподходящий момент»: так, с начала августа оно подорожало на 5-10%, и это «в пиковый сезон», а билеты были проданы раньше, по старым ценам, без учета новой цены на топливо. «В результате рентабельность компаний снизится», – говорит Гусаров. Сейчас этот показатель находится на очень низком уровне – «1,5-2%, максимум 3%», когда перевозчики работают больше в убыток, напоминает Рыбак.
«Основной удар придется на небольшие российские авиакомпании, которые осуществляют перевозки по внутренним рейсам и используют больше советские самолеты, у которых расход топлива в два раза выше», – отмечает Гусаров. «Рост цен приведет к тому, что с рынка начнут уходить авиакомпании, что приведет к банкротствам и уходу с рынка небольших компаний из-за снижения рентабельности», – констатирует эксперт.