Туроператоров хотят обязать страховаться от банкротства

Необходимо усовершенствовать механизм страхования профессиональной ответственности туристических компаний  на случай, если они не смогут отправить своих клиентов в путешествие, и наладить контроль использования денег, полученных туроператорами от клиентов, чтобы они не истратили суммы, предназначенные для оплаты отелей и транспорта.

О таких законодательных инициативах рассказала заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко в пресс-центре «Парламентской газете». Что ещё нужно сделать для защиты туристов и развития отрасли?

- Наталья Васильевна, сейчас открывают всё новые зарубежные направления, которые приостанавливали из-за пандемии. Нужны ли какие-то дополнительные меры, чтобы защитить туристов и избежать ситуаций, когда люди остаются и без отпуска, и без денег?

- Сейчас из-за закрытия туристических направлений выездного туризма в связи с пандемией туроператор должен либо вернуть клиенту деньги за путёвку, либо предоставить ему аналогичный продукт. Третьим вариантом — замена зарубежной турпоездки отдыхом внутри страны — воспользовалась мизерная доля наших соотечественников. Поэтому многие компании находятся на грани банкротства. И просят Правительство продлить срок погашения долгов перед гражданами. В целом они задолжали туристам больше 25 миллиардов рублей. И государство должно, безусловно, с одной стороны, поддержать отрасль, а с другой — не нарушить права людей на справедливое возмещение убытков за неоказанную услугу.

Так что в ситуации, когда многие компании на грани банкротства, открытие новых направлений туризма — это позитивный фактор. Но в то же время нельзя забывать и о безопасности, так как риски заражения остаются высокими. Например, я несколько раз обращалась в Роспотребнадзор по поводу того, что происходит у нас в аэропортах. Когда я летаю в свой субъект на время региональных недель, постоянно вижу забитые зоны посадки и автобусы, очереди на регистрацию. Аэропорты просто экономят на транспорте и сотрудниках. И вместо того, чтобы реагировать на замечания, они стали отнимать телефоны у людей, фиксирующих нарушения. Но если они хотят работать дальше, им нельзя терять бдительности. Кстати, в аэропортах Египта россияне стоят в очереди по 3-5 часов. Никакая социальная дистанция там не соблюдается. И это продолжается больше месяца.

Более того, государство должно наконец-то сделать стратегические выводы из возникшей ситуации. У нас кризисы туротрасли случаются каждые 5-6 лет. Много компаний по всему миру пострадали в 2008 году, когда грянул мировой кризис, в 2014-м наша отрасль понесла потери из-за роста доллара и евро, вызванного санкциями, а теперь виновницей целого вала проблем стала пандемия. Где-то неэффективно действует Правительство.

Например, в ноябре объявили о прекращении деятельности пять компаний под брендом Mouzenidis Travel.   Как минимум полгода организация фактически находилась в предбанкротном состоянии, но официально о банкротстве никто не заявлял, и граждане не могли предъявлять к ним иски о взыскании долгов.  А сегодня с неё взять нечего.  Поэтому я считаю, что Ростуризму нужно дать полномочия  отслеживать финансовое положение компаний и оперативно действовать для пресечения массовых нарушений прав потребителей.

Нужно также запретить туроператорам тратить деньги граждан на цели, не связанные с обеспечением их отдыха. Сейчас за этим никто не следит. В итоге у нас туроператоры регулярно создают «финансовые пирамиды», демпингуя на рынке, чтобы новыми клиентами закрыть ранее возникшие финансовые бреши. Другие задачи они должны решать за счёт своей прибыли или надбавки в туре за свои услуги. Конечно, операторы могут привести множество аргументов, почему этого делать не нужно. И мы готовы к открытому разговору на эту тему. Изучаем сейчас международный опыт в этой части. Но, безусловно, нужно создавать дополнительные механизмы финансового контроля за туроператорами.

Здесь можно взять за основу опыт Центробанка, который устанавливает для банков и микрофинансовых организаций определённые ограничения, в том числе требования к уставному капиталу, суммам для обеспечения возникших в процессе деятельности обязательств. Банк России проверяет финансовую отчётность, следит, куда идут деньги, и, если видит, что у компании не сходится дебет с кредитом, принимает меры для недопущения банкротства, а если его нельзя остановить — для защиты средств граждан и компенсации убытков вкладчиков. Понятно, что в туротрасли не получится полностью дублировать банковское законодательство, но общий подход правильный. Это позволит защитить от необоснованных потерь и путешественников, и компании, которые не всегда могут правильно вести финансовые дела. После обсуждения выйдем на законодательную инициативу.

Также будем заниматься разработкой законопроекта о совершенствовании механизмов страхования профессиональной ответственности. Сейчас туроператоры часто кивают на то, что туристы могут сами оформить страховку, туристы же экономят на этом. Но я считаю, что это не одно и то же. Нужно эффективное страхование профессиональной ответственности туроператоров. Сейчас компании резервируют, например в Турпомощи, на случай банкротства совсем небольшие суммы, которые ничего не покрывают. Будем работать и в этом направлении.

- Представители турбизнеса, как вы упомянули, попросили премьер-министра продлить отсрочку исполнения обязательств по несостоявшимся из-за пандемии турам. Как вы к этому относитесь?

- Моё личное мнение, что решение Правительства не должно быть однозначным — в пользу первых или вторых. Моя позиция заключается в том, что нельзя принимать одно решение для всех компаний. У нас есть региональные туроператоры, чьи направления не открылись, — им можно продлить срок погашения. Но у нас есть направления, как Египет, Турция и другие страны, которые открылись, и туроператоры активно туда продают туры, тогда почему мы должны в отношении них продлевать мораторий, ущемляя права людей?

Поэтому я считаю, что нужен дифференцированный подход. Сейчас я пишу письмо в Правительство, в котором подробно изложу свою позицию.

- А как ещё можно поддержать путешественников и туриндустрию финансовом плане?

- Глава Комитета по туризму предложил сохранить детский кешбэк. Он хорошо зарекомендовал себя прошлым летом — родители могли вернуть часть стоимости путёвок в детские лагеря. Лично я поддержала предложение, но неизвестно, примут ли в итоге такое решение. Пока обратной связи от Правительства нет.

Надо сказать, что детские лагеря так и не получили никакой другой господдержки во время пандемии. В первый год они не работали, а на следующий год им пришлось исполнять накопившиеся обязательства, и в итоге у них образовался финансовый разрыв примерно на 30 процентов. По словам родителей, которые ко мне обращались, это сказалось на качестве услуг, в том числе питания, иногда не было вожатых. Я считаю, что повлиять на ситуацию можно, найдя таким частным детским лагерям «хозяина», то есть ведомство, которое возьмёт вопрос их поддержки на контроль. Сейчас сфера детского отдыха и оздоровления относится к Минпросвещения, но в министерстве, как нам сказали сами его представители, занимаются школами и пятью федеральными лагерями. Было бы логично отнести частные лагеря к Ростуризму или к Минздраву, чтобы сделать акцент на туристической составляющей и оздоровлении.  

Также в проекте бюджета России на следующие три года мы предусмотрели увеличение бюджетного финансирования Ростуризма и соответствующего нацпроекта по целому ряду направлений, в том числе на сто миллионов — на информирование людей о внутреннем туризме. Хотя тут нужно также поменять подход — рекламировать российский туризм не в целом, что он у нас есть и развивается, а конкретные направления и объекты, в первую очередь новые. Это позволило бы в том числе помочь стране бороться с пандемией. Люди не перестанут ездить на отдых, как их ни ограничивай, но грамотно рассредоточить потоки туристов — вот задача, которую сегодня нужно решать. Чтобы люди не ехали только в Сочи или в Ялту, повышая там риск заболеваемости. А те, кто хочет отдохнуть в выходные, на праздники или отправиться в отпуск на две недели, понимали, куда можно поехать и что посмотреть.

Исходя из этих же целей стоит поддерживать развитие внутреннего туризма в малых населённых пунктах, которые имеют историческую ценность. Например, город Армавир в Краснодарском крае — это интересное историческое поселение, имеющее исторический статус. Вокруг него — царская дорога, уникальный старинный конезавод, старинные усадьбы… Туда могли бы приезжать люди, которые хотят путешествовать по югу России — Краснодарскому, Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии. А пока все стоят в пробках на побережье — в Сочи и Анапу… Есть программа благоустройства малых исторических городов по линии Минстроя, но она не увязана с развитием туризма.

Надо понимать, что туриндустрия, как и строительная отрасль, имеет мультипликативное действие — каждый рубль, вложенный в неё, влечёт за собой развитие целого ряда других отраслей, например авиа, железнодорожных перевозок, пищевой, лёгкой промышленности. Это даёт и развитие экономики, и создание рабочих мест. И мы будем настаивать на подходе, когда отрасль развивают в целом, включая дороги, инфраструктуру, а не просто отдельные гостиничные комплексы.

Фото: Игорь Самохвалов/ПГ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».