Этим летом число курортных направлений для россиян несколько сократилось, а путь к Черноморскому побережью Крыма и Кавказа сильно усложнился. Но разве это повод для скорби и тоски? Ведь доступны и другие направления.
Например, в самую западную область России — Калининградскую. Но этим летом многих из числа тех, кто собирался на отдых в эти места, напугали новости про частичную блокаду грузового железнодорожного и автомобильного транзита в Калининградскую область через территорию Литвы, которые действовали с середины июня.
Формальным основанием для таких действий Вильнюса стали санкции ЕС. Это не могло не вызвать опасения у местных жителей и туристов: вдруг область закроют? Вдруг начнутся перебои с продуктами? Могу успокоить: если вы запланировали поездку в эти места, то особых причин откладывать ее нет. Я был там всю вторую половину июня, и про блокаду узнавал только из СМИ; нигде — ни в областном центре, ни в других городах — она не ощущалась.
Цены в магазинах не изменились, в ресторанах и кафе по-прежнему очень вкусно и недорого кормили, а на пляжах по случаю 30-градусной жары было полно отдыхающих. Проблем с пассажирским сообщением нет и не было — ни с самолетами, ни с поездами. Да, путь на самолете из Москвы стал на полчаса дольше (теперь маршрут проходит через нейтральные воды Балтики), но цена билета от этого не изменилась.
По данным Ассоциации туроператоров России, Абхазия, Сочи и Калининград оказались самыми бюджетными направлениями для отпуска на море с вылетом из Москвы. Отдохнуть на побережье вдвоем в течение десяти дней в Абхазии можно в среднем за 60,8 тыс. рублей, а на берегу Балтики в Калининградской области — за 64,5 тыс. рублей. В Сочи стоимость самой бюджетной путевки в июле стартует от 109 тыс. на двоих.
Лично я для себя (и своей семьи, причем жена и дети не возражают) второй год подряд выбираю один из курортов Калининградской области. И тут я не одинок: за прошлый год, по официальной статистике, самую западную область нашей страны посетили почти 2 млн туристов. Для субъекта с 1 млн жителей это весьма высокий результат.
Наибольшей популярностью традиционно пользовались Зеленоградск и Куршская коса, Светлогорск, Калининград, Балтийск и Янтарный. При этом серьезно вырос и турпоток в центральные и восточные муниципалитеты области, где моря нет. Но тут до него всегда можно доехать…
По данным "Сбераналитики", средний возраст приезжающих в Калининградскую область туристов — 35–44 года; это люди с ежемесячным доходом более 90 тыс. рублей. Но, конечно, сюда приезжают представители всех возрастных и социальных групп; уверяю, интересно будет всем! Больше всего туристов из Москвы (24%), Московской области (15%), Санкт-Петербурга (12%), а также Белгородской, Свердловской и Саратовской областей. В среднем путешественники проводят в регионе четыре-пять дней, и каждый из них дополнительно на посещение магазинов, ресторанов, развлечения потратил около 8 тыс. рублей. Еда в кафе и ресторанах, по моим наблюдениям, обходится куда дешевле, чем в столице. Даже в курортных поселках на побережье!
Вообще Калининградская область — уникальное для нашей страны территориальное образование, так называемый эксклав: сухопутной границы с Россией нет, сообщение с "материком" только по морю. В соседях — Польша и Литва. Раньше на протяжении многих веков этими землями владели немцы, обосновавшиеся здесь после захвата Пруссии Тевтонским орденом. Германское наследие присутствует везде: от архитектуры городов до разбросанных по области старинных фортов и крепостей.
Здесь развиты самые разные виды туризма. Любителям истории будет интересно посетить места, связанные с прусским прошлым, мировыми войнами. Побережье Балтийского моря и обилие озер в сочетании с мягким климатом гарантируют превосходный пляжный отдых и роскошную рыбалку. Для любителей дикого туризма найдется масса укромных мест, где можно разбить палатку, те, кто предпочитает традиционный курортный отдых, всегда найдут номер в гостинице или снимут квартиру.
Так что Калининград чувствует себя неплохо, здесь прекрасная летняя погода и много туристов. Хотя, конечно, меньше, чем в прошлом году (правда, 2020-й стал по-настоящему рекордным). Но для меня, как для человека, который приехал сюда отдохнуть с семьей, это даже плюс. В прошлом году, к примеру, на въезд на Куршскую косу часто стояла огромная очередь из автомобилей, а сейчас у меня путь до шлагбаума занял минут 15.
К слову, многозвездочных отелей в Калининградской области не так уж и много. Зато гостевых домов, апартаментов и квартир, которые сдаются посуточно, здесь на всех хватает. Например, в самом областном центре не проблема найти однокомнатную квартиру за 2 тыс. рублей в сутки, в приморских городках уже подороже — от 2 тыс.
Конечно же, очень хотелось бы доехать сюда на собственной машине, тем более что расстояние от Москвы до Калининграда не такое уж большое — чуть больше 1 тыс. км. Но ехать придется через территории иностранных государств — Польши или Литвы. В прежние годы ездил неоднократно, но сейчас этот путь закрыт. Увы… Уже два года (с тех пор, как началась пандемия COVID-19) проезд на личных авто в этот регион практически невозможен. Только с действующей шенгенской визой или с транзитным проездным документом. Второй сейчас оформить могут только жители Калининградской области.
Теоретически есть возможность добраться сюда со своим авто по морю — ведь между Санкт-Петербургом и Калининградом действует паромная переправа. Но с нашей морской альтернативой не все так просто. В свое время ходил прямо из порта Санкт-Петербурга в порт Калининграда паром "Георг Отс". Он мог перевезти за рейс 150 автомобилей и 600 пассажиров. Сам на нем однажды путешествовал, и это было прекрасно. Но судьба парохода печальна: десять лет назад его (после капитального ремонта) продали на металлолом в Китай. Так что мечту о романтическом путешествии на белом лайнере пока, похоже, лучше отложить. Как нам обещают, уже в 2023 году на маршрут Петербург — Калининград может выйти новый, большой комфортабельный паром мирового класса.
Сейчас тоже ходят паромы, но не из Питера, а из порта Усть-Луга (150 км от города) и до Балтийска (45 км до Калининграда). Сейчас их три: "Балтийск", "Амбал" и "Маршал Рокоссовский"; в скором времени, как обещают, появится и четвертый паром. Проблема в том, что они относительно небольшие и занимаются в первую очередь перевозками грузов. И уже во вторую — транспортных средств. А пассажиры вообще занимают места по остаточному принципу. Теоретически с машиной доехать можно, но место надо бронировать заранее, да и стоит это недешево. Например, перевозка легкового автомобиля и одного пассажира (больше нельзя: количество мест в каютах ограничено) обойдется примерно в 40–50 тыс. рублей в один конец; время в пути — 36–40 часов. А сейчас, в условиях частичной транспортной блокады региона, все паромы заняты перевозкой необходимых грузов, так что, говорят, даже с учетом предварительной брони владельцы судна могут отказать в перевозке частного авто.
Так что, если очень хочется покататься по Калининградской области на машине, берите в прокат. А добираться до Калининграда лучше всего на самолете. Тем более что летают они из всех практически регионов страны; из столицы, к примеру, лететь 2 часа 15 минут. Рейсов в Калининград очень много, и они дотируются правительством, поэтому всегда можно найти на нужное время и за вменяемые деньги. Мы, например, в июне вчетвером прилетели на рейсе "Аэрофлота" меньше чем за 40 тыс. руб. (туда и обратно).
Есть еще вариант доехать поездом, но поездка продлится около 20 часов, и для проезда придется заполнить анкету и получить транзитный документ для пересечения территории Литвы. Правда, никаких проблем при оформлении этого документа для граждан России нет. Но вот сейчас, например, нет и билетов на эти поезда практически до конца лета. И это при стоимости плацкартного места от 4 тыс. рублей.
В Сети сейчас десятки предложений по аренде авто в Калининграде и области; можно взять машину в одном из офисов в аэропорту Храброво или заказать, чтобы вам ее пригнали в удобное место. Разброс предложений огромный — от 1,2 тыс. в сутки за заслуженный Hyundai Getz до 8 тыс. руб. за BMW пятой модели (тоже не самую молодую). Но самые популярные, конечно же, простые, но свежие модели бюджетного класса: Renault Logan, Kia Rio, Hyundai Solaris, Skoda Rapid, Volkswagen Polo и так далее. Цены на такие авто колеблются в диапазоне от 2 тыс. до 3 тыс. рублей в сутки, в зависимости от срока аренды. Чем длиннее срок, понятное дело, тем меньше ежедневная плата. Выгоднее всего брать на четыре-пять дней. За авто на "ручке", естественно, попросят меньше, чем за автомат. И конечно же, придется оставить небольшой залог — обычно это 5–10 тыс. рублей.
Можно при желании заказать и премиальный (или просто большой) автомобиль с водителем. Например, аренда микроавтубуса Hyundai H-1 с шофером будет стоить от 800 рублей в час (зато можно ехать большой компанией), а прокатиться на заднем диване Mercedes S-класса можно от 11 тыс. рублей в день.
Но в разгар туристического сезона неминуемо случается дефицит новых машин, поэтому однозначно лучше забронировать автомобиль за пару недель до поездки.
Кстати, в области очень неплохие дороги, есть даже скоростные и при этом бесплатные. Сейчас идет активное дорожное строительство, поэтому в некоторых местах будьте готовы к пробкам. Я, к примеру, попал в такую в конце июня на дороге, ведущей от Зеленоградска к въезду на Куршскую косу. Дорожники почему-то именно в разгар туристического сезона решили капитально отремонтировать этот участок и организовали реверсивное движение.
А еще в области неплохо налажено движение общественного транспорта, так что в любую точку можно добраться на автобусе, электричке или такси. И чисто теоретически можно обойтись и без личного авто. Но это не мой выбор.
Конечно же, остров Канта и Кафедральный собор. Это вообще центральная точка притяжения для туристов в Калининграде. Кафедральный собор стоит на этом месте с XIV века и успел за это время побыть и католическим, и лютеранским храмом. Это один из редких для России представителей готической архитектуры; хотя после войны его руины едва не снесли, но спасла собор расположенная здесь могила Канта. Восстановление началось в 1990-е годы, так что все внутреннее убранство и большая часть построек — новодел, но очень тщательно восстановленный по довоенным фотографиям. Снаружи любоваться можно сколь угодно и бесплатно, а за вход придется заплатить. Либо за концерт с органом (450–1000 рублей), либо за посещение музея великого философа (250–400 рублей).
Совсем рядом (достаточно только перейти мост через реку Преголя) находится Рыбная деревня — модный туристический район Калининграда. Это городской квартал, застроенный современными зданиями, но в архитектурном стиле старого Кенигсберга. Тут разместилось несколько комфортабельных гостиниц, отличные рестораны и бары, магазины сувениров, SPA-салон и даже музей.
Еще, на мой взгляд, обязательны к посещению старые ворота Кенигсберга: Королевские, Бранденбургские, Фриндландские и так далее — всего сохранилось семь. В прошлые века, когда Пруссия воевала со всей Европой, ворота служили главными въездами в город. Многие уже отреставрированы. Так же, как и несколько фортов, когда-то защищавшие (но не защитившие) столицу Восточной Пруссии. А еще в Калининграде есть потрясающие музеи — Мирового океана, янтаря, изобразительных искусств, Историко-художественный, фортификации и другие, — а также один из самых больших и старейших зоопарков в России, ботанический сад… Словом, скучно точно не будет.
Вот где обязательно надо погулять, чтобы почувствовать дух этого старинного города, так это по району Амалиенау, где лучше всего сохранилась застройка начала ХХ века. Этот фешенебельный район Кенигсберга был застроен виллами богатых жителей в соответствии с концепцией "город-сад". Теперь эти дома и весь район — одна из основных достопримечательностей Калининграда, ведь война его почти не затронула. Потому он и сохранил аутентичный дух немецкого города начала прошлого века. Можно обойти квартал самостоятельно, но лучше в составе экскурсии: гид расскажет об истории каждого "пряничного домика", его хозяев и их привидений.
Но главное, зачем стоит ехать в этот самый западный регион России, на мой взгляд, Балтийское море и расположенные на побережье курортные городки. Уверяю вас — летом в Балтийском море можно купаться. Местные пляжи широкие, длинные, с чистейшим песком и по большей части совершенно бесплатные.
Температура воды на пляжах Калининградской области летом не превышает 20–22 °С, что отлично освежает в 30-градусную жару. Руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд, кстати, отметил, что в текущем году на здешнем побережье вода была теплее, чем у берегов Крыма. Не знаю, так ли, но для неженок могу дать наводку: летом пресноводный Куршский залив прогревается до 26–27 °С.
Побережье Балтийского моря вблизи Калининграда давно застроено курортными городками и поселками. К счастью, в послевоенное время, когда была дана команда стереть с лица земли все, что хоть как-то напоминало о прусских временах (особенно на этом настаивал Никита Хрущев), курортные места решили пощадить. И теперь они стали жемчужинами региона, куда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов.
Вот Зеленоградск — даже по названию понятно, какой он зеленый и гостеприимный. Еще в начале ХIХ столетия немцы поняли, что морской воздух и вода полезны для здоровья, и Кранц (так город назывался раньше) стал королевским курортом; здесь открыли лучшие гостиницы и водолечебницы, кафе и рестораны. Таким он остается и сегодня, только теперь Зеленоградск часто называют городом кошек — они везде, и даже на иконках светофоров. Что говорить, если главная башня города отдана под Музей кошек и называется "Мурариум".
Добраться из Калининграда до любого из курортных городков не просто, а очень просто. Вообще дорожная сеть области находится в очень хорошем состоянии. А для проезда к морю активно строится (и по больше части уже работает) Приморское кольцо — скоростная дорога федерального значения А-217, первая в регионе магистраль категории 1Б. Сегодня трасса связывает между собой Калининград, приморские курорты Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск, международный аэропорт Храброво; активно строится участок до городов Балтийск и Светлый. Конечно же, нет в области проблем с АЗС (цена на топливо — как в Москве) и самыми разными придорожными кафе и магазинами. А расстояния тут совсем небольшие. Например, от областного центра до Зеленоградска — 32 км, до Светлогорска — 50 км.
Светлогорск (бывший Раушен) — еще один курорт области. Как и в Зеленоградске, здесь есть столетняя водонапорная башня, набережная и пляжи. Причем местная набережная, по сути, является настоящим развлекательным комплексом с кафе, концертными площадками и уютными беседками.
И нельзя, конечно, не вспомнить Куршскую косу. Это национальный парк, узкая полоска суши длиной почти 100 км. Уникальное природное образование, которое с одной стороны омывает суровое Балтийское море, а с другой — теплый залив. Приезжают сюда обычно для того, чтобы побродить по лесным тропинкам и подняться на песчаные дюны — на относительно небольшой территории уживаются несколько абсолютно разных ландшафтов: от тундрового болота до пустыни. А еще можно понаблюдать за перелетными птицами и отдохнуть на песчаных пляжах: на одной стороне косы — с морской водой, на другой — с пресной.
Здесь ждут открыточные пейзажи, дикая природа и… модные рестораны. Кто-то приезжает сюда на несколько дней, кто-то всего на день. Но обязательны к посещению — Высота Мюллера, Танцующий лес, Высота Эфа. Въезд и вход на косу платный (национальный парк все-таки): 150 рублей за авто и 300 рублей с каждого посетителя.
Я могу еще долго рассказывать о тех местах, которые можно (и нужно) посетить в Калининградской области. Но лучше отправиться в поездку самим, как я это уже делаю 20 лет и каждый раз не устаю открывать для себя новые места.
Автор: Игорь Моржаретто
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС