Трагедия «Булгарии» привела к переделу круизного рынка

Спрос на речные круизы навигации 2012 сейчас примерно соответствует уровню продаж сентября 2010 года. Но покупают круизы заранее только постоянные клиенты, заядлые любители этого вида отдыха. Каким будет спрос после Нового года, когда компании уже не будут давать скидок за раннее бронирование, и будут ли покупать круизы клиенты-новички, прогнозировать никто не берется. Перспективы следующего круизного сезона обсуждали вчера руководители круизных компаний на круглом столе в РИА «Новости». Мы уже писали, что после крушения теплохода «Булгария» спрос на речные круизы, особенно в регионах, упал в разы. Поэтому дружные заявления участников вчерашней встречи о неплохом уровне продаж воспринимались с удивлением. Тем не менее, председатель совета директоров «Инфофлота» Александр Соснин отметил, что у его компании объемы на 2012 год не сократились и даже обсуждается возможность увеличения числа маршрутов, так как рост продаж составляет 10% по сравнению с осенью 2010. Директор по внутреннему туризму «Водохода» Андрей Смолин и генеральный директор компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев сообщили, что спрос примерно соответствует уровню 2010 года. Но при этом все руководители круизных компаний отметили, что сегодня покупают речные туры только постоянные клиенты, которые любят путешествовать по рекам и знают, что это безопасный отдых. Реальный спрос, тем более со стороны «новичков», можно будет оценить только весной.

Интересно, что, по словам Андрея Смолина, на зарубежных рынках российские круизы популярности не потеряли. «Сообщение о том, что на Волге затонул теплоход, прошло по всему миру. На следующий день после трагедии нам позвонили все иностранные партнеры с вопросами о том, что произошло. Мы объяснили им, о каком судне идет речь, рассказали, какие теплоходы у нас и в каком состоянии – в результате не поступило ни одной аннуляции. Это доказывает, что снижение спроса в России спровоцировало не само крушение судна, а шумиха, раздутая вокруг этого события», – подчеркнул он.

Г-н Смолин рассказал о сложном положении некоторых агентств, специализирующихся на продаже речных круизов: «Основные наши продавцы – это агентства, которые в сезон предлагают только речные круизы, а зимой – морские. По ним также ударила ситуация с «Булгарией». У некоторых агентств продажи не просто сократились, а остановились. Те туристы, которые после всех телевизионных новостей о крушении решались отправиться в речной круиз, обращались напрямую к туроператору, минуя агентства».

Все представители круизных компаний подчеркивали, что многочисленные проверки судов, проведенные после крушения, не выявили серьезных нарушений. «Заметьте, что нигде не было опубликовано ни одного официального отчета по результатам проверок, только общие фразы о том, что обнаружено столько-то нарушений. Нигде не было сказано, какие это нарушения и влияют ли они на безопасность судоходства. Проверяли жестче, чем в начале навигации, но в целом речной флот подтвердил свою надежность и безопасность», – подчеркнул Дмитрий Воропаев.

По словам экспертов, на круизном рынке уже начался передел. Нынешние колебания спроса могут привести к тому, что в 2012 году часть судов не выйдут из затонов или перейдут в другие руки. «Всего в России работают не более 20 круизных туроператоров. В приволжском регионе мы уже видим, что снизилось количество судов, заявленных на навигацию следующего года: у владельцев нет средств на содержание теплоходов», – рассказал Дмитрий Воропаев. Александр Соснин отметил, что норма прибыли на круизном рынке не превышает 5-10%: «Даже небольшие колебания спроса могут привести к очень неприятным последствиям. И уйдут с рынка не ключевые операторы, имена которых на слуху, а небольшие компании, не выдержав финансовых потрясений. «После трагедии с «Булгарией» мы много слышим о том, что круизники хапуги, все подсчитывают, сколько денег в день приносит корабль. И никому не приходит в голову прикинуть, сколько стоит содержание теплохода. А это немало: от 300 тысяч до 700-800 тысяч рублей в день», – пояснил Дмитрий Воропаев.

 Руководители круизных компаний напомнили, что от падения объемов перевозки туристов страдают не только операторы, но и инфраструктура малых городов на реках, и порты, которые не досчитываются судозаходов. «Тем более что многие причалы и сейчас в плачевном состоянии. Возьмем Рыбинск: у местных властей не было денег содержать причал в нормальном состоянии, и его закрыли распоряжением Российского речного регистра. На следующий год мы заходов туда уже не планируем. Очень жаль, потому что сейчас развитие многих малых городов на реках идет именно за счет заходов речных судов», – подчеркнул Александр Соснин.

По словам Дмитрия Воропаева, некоторые города уже не могут принимать трехпалубные теплоходы – только двухпалубные. «В Йошкар-Оле причал закрыт, остался только Козьмодемьянск в Марий Эл. Мы бы хотели что-то новое показать туристам, зайти в новые города, но не можем. Попытались зайти в Юрино, но, чтобы высадить туристов, пришлось брать малый флот и перевозить их на берег, потому что там нет причала. Таких примеров очень много, и не только на Волге. На Каме теплоходы уже не могут зайти в часть населенных пунктов. Вообще примерно 50% причалов на российских реках находятся в аварийном состоянии. Даже в Перми, крупном городе, причал необходимо приводить в порядок, а это очень затратно», – отметил г-н Воропаев.

 Андрей Смолин добавил, что четырехпалубные суда «Водохода» также не могут прийти в маленькие города: «В результате мы вынуждены из года в год повторять одни и те же маршруты, разнообразить их не можем, несмотря на то, что клиенты с подобным просьбами обращаются».

 Отвечая на вопрос о судьбе письма, направленного компаний «Инфофлот» Дмитрию Медведеву, Александр Соснин сказал, что туроператор пока ожидает ответа. Он напомнил, что в обращении речь шла о необходимости восстановить испорченный имидж речного флота и о возможности программ государственного кредитования для строительства новых теплоходов. «Сразу после трагедии с «Булгарией», еще до начала расследования, президент страны заявил, что наши корабли – старые калоши, техническое состояние судов никуда не годится, тут же арестовали сотрудника Российского речного регистра, выпустившего теплоход в плавание. А потом выяснилось, что причиной аварии была ошибка экипажа, несоблюдение элементарных правил безопасности. Так и любой новый теплоход можно утопить», – подчеркнул г-н Соснин.

 Модератор круглого стола пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина высказала мнение, что люди не перестают летать на самолетах и ездить на машинах даже после самых громких и трагических аварий. Но речники в этом смысле находятся в особо трудной ситуации. Потому что авиаперелета, поездки на машине или на поезде часто нельзя избежать, для них возникает реальная необходимость. А потребности в речных круизах с точки зрения необходимости нет, это чистый отдых, которому всегда найдется альтернатива. Поэтому спрос на речные круизы постепенно восстановится, но происходить это будет медленнее, чем бывает в других сегментах туристического рынка.

«Но заметьте – даже в такой ситуации круизники не объединились. Каждый сам по себе пишет письма президенту, каждый фактически просит за себя – московские «Инфофлот» и «Альба», ростовский «Вояж». Да, вы все конкуренты, но сейчас у вас одна общая проблема, реальная угроза нависла не только над каждым из вас, а над всей отраслью речных перевозок, над одним из самых популярных сегментов российского туристического рынка», – сказала г-жа Тюрина. Она напомнила ситуацию 2009 года, когда под прессом экономического кризиса фактически объединились конкуренты – российские туроператоры по разным направлениям. Опасаясь потерь, они все договорились, тщательно просчитали объемы, аккуратно взяли места, согласовали перевозку. И – заработали, даже несмотря на снижение выездного турпотока на 15,5%.

По словам Ирины Тюриной, Российский союз туриндустрии готов консолидировать операторов по речным круизам, с их помощью проанализировать ситуацию на рынке и донести эту информацию до министерств и ведомств именно от предпринимательского объединения, а не от каждой отдельной турфирмы. «В этой ситуации нельзя тянуть одеяло каждому на себя», – подчеркнула г-жа Тюрина.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 5, 2024 - 17:22

Федеральная сеть DDX Fitness заключила соглашение с управляющей компанией Becar FM на обслуживание инженерных систем своего флагманского фитнес-клуба в Санкт-Петербурге.

 

Октябрь 15, 2024 - 12:40

На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.

 

Сентябрь 24, 2024 - 04:09

Цифровая экосистема МТС и  МТС Travel, проанализировали летние бронирования туристического жилья для командировок в Петербурге.

 

Июль 11, 2024 - 15:06

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на отели за рубежом среди бизнес-туристов в первой половине 2024 года и выяснили, как изменилась география зарубежных командировок, какие индустрии путешествовали больше других, какие отели были популярны.