Туристы, купившие туры у «Библио-Глобуса» с авиаперевозкой самолетами «Трансаэро», могут столкнуться с трудностями. «Аэрофлот», обеспечивающий операционную деятельность «Трансаэро» до 15 декабря, пока готов подтверждать перевозку туристов «Библио-Глобуса» лишь на ближайшие дни. Представители туроператора уверяют, что оплатили перевозку, но владельцы «Трансаэро» не передали контракты «Аэрофлоту». Но источники “Ъ” уверяют, что часть «неформальных» договоренностей авиакомпании с «Библио-Глобусом» о перевозке туристов просто не была задокументирована.
В воскресенье «Аэрофлот» направил в Минтранс просьбу провести совещание с участием самой авиакомпании, а также «Трансаэро», «Библио-Глобуса», Ростуризма, Ассоциации туроператоров России (АТОР) для обсуждения оперативных планов по перевозке клиентов туроператоров. Просьба последовала за сообщениями о том, что для клиентов «Библио-Глобуса» прекращена выписка билетов на рейсы «Трансаэро». «Аэрофлот» опровергал эту информацию, заявив сначала, что все пассажиры «Библио-Глобуса» с билетами «Трансаэро» будут перевезены в соответствии с расписанием с датой вылета по 5 октября включительно. Затем сроки были продлены до полуночи 9 октября.
«Библио-Глобус» — крупнейший российский туроператор и крупнейший партнер «Трансаэро», обеспечивавший авиакомпании порядка 40% туристов. Общее число обслуженных «Библио-Глобусом» туристов в год — 2,5 млн человек.
В пятницу «Аэрофлот» сообщил, что до 15 декабря полностью обеспечит обслуживание пассажиров «Трансаэро» (см. “Ъ” от 3 октября), после этой даты пассажиры смогут вернуть полную стоимость билетов. Но, как говорят источники “Ъ”, близкие к ситуации, у «Библио-Глобуса» были заключены договоры с «Трансаэро» не по всем маршрутам. «По сути по некоторым направлениям “Трансаэро” и “Библио-Глобус” работали в летнем сезоне (с апреля до конца октября.— “Ъ”) на основе неформальных договоренностей, закрепленных только посредством переписки»,— говорит собеседник “Ъ”. Поэтому возник ряд вопросов, на каком основании теперь обеспечить эту перевозку, отмечает он. Другой источник “Ъ” в туротрасли отмечает, что поскольку «Трансаэро» вела продажи билетов по заниженным ценам (например, билет до Бангкока в оба конца для туроператора стоил $400 вместо $1200), то компании «сейчас дешевле вернуть деньги за билет, чем перевозить пассажира».
В «Библио-Глобусе» “Ъ” пояснили, что туроператор оплатил «Трансаэро» перевозку пассажиров (несколько десятков тысяч билетов) на несколько месяцев вперед. Гендиректор туроператора Александр Туголуков сообщил ТАСС в субботу, что аванс «Трансаэро» составил 4,5 млрд руб., рейсы предоплачены до конца декабря, но владельцы «Трансаэро» не передали «Аэрофлоту» документооборот, связанный с этими контрактами. «Аэрофлот» попросил подготовить для сверки все предоплаченные договоры летнего и зимнего периодов. Пока все рейсы «Трансаэро» будут осуществляться до 24 октября включительно. Источник “Ъ” в туротрасли добавил, что сроки перевозок продлеваются по мере проведения аудита контрактов.
В «Библио-Глобусе» добавили, что если в системе «Трансаэро» эти билеты были оформлены, то туроператор их официально выписывал, поэтому «Аэрофлот» должен обеспечить эту перевозку самолетами «Трансаэро» в соответствии с договоренностями по взятым на себя обязательствам. Сейчас, по словам туроператора, с «Аэрофлотом» обсуждают условия сотрудничества не только в рамках договоров, заключенных с «Трансаэро», но и возможности работы в зимнем сезоне напрямую.