Ростуризм собирается грантами поддержать общественные инициативы создания кемпингов и автокемпингов, а также подкрепить деньгами предпринимательские новации, помогающие развивать внутренний и въездной туризм.
Такие проекты постановлений Правительства опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов 12 августа.
Автопутешественникам создадут условия.
Правительство намерено расширить внутренний туризм кемпингами и автокемпингами.
В Госдуме считают важным сначала ввести классификацию кемпингов как одного из основных средств размещения автотуристов, а в профессиональном сообществе настаивают на законодательном выделении автотуризма в приоритетное направление самостоятельного отдыха.
Выгоден всем
Автопутешествия всегда были популярны в России, а в последнее время на них просто бум. И не только закрытые в пандемию границы подхлестнули интерес к поездкам «на своих четырёх», свою роль сыграли и снижение доходов, и риск подхватить вирус в поезде или самолёте.
А выигрывают от отпуска на машине не только автомобилисты, но и экономики регионов и малых городов. И тем больше, чем солиднее созданные для автотуристов условия — стоянки с туалетами, оборудованные площадки для трейлеров или палаток, пояснил «Парламентской газете» президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев.
В 2019 году Минэкономразвития уже предлагало предусмотреть субсидии для поддержки общественных и предпринимательских инициатив в сфере туризма. С 2020 года гранты хотели выдавать на создание и развитие модульных гостиниц и других быстровозводимых мест размещения туристов. Субсидировать должны были и туризм для людей с инвалидностью. Однако инициативу так и не осуществили.
Пока ещё индустрия гостеприимства в стране только формируется, Ростуризму необходимо поддерживать общественные и предпринимательские инициативы в этом направлении, считает Лобарев.
Деньги — из казны
В соответствии с проектами постановлений в следующем году Ростуризм будет распределять субсидии по федеральному проекту «Развитие туристической инфраструктуры» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Государственная помощь пойдёт в виде софинансирования расходов регионов на гранты проектам, способствующим росту объёма туристских услуг. Речь идёт об увеличении числа ночёвок, численности работников туротрасли, создании или развитии доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В том числе бюджетные деньги планируют выделить на покупку жилых модулей (лёгких каркасных зданий и модульных конструкций), палаток и прочего оборудования, необходимого для ночлега в кемпинге. Также будут финансировать обустройство жилой и рекреационной зоны, санузлов и создание системы визуальной информации и навигации.
Кроме того, Ростуризм предлагает давать субсидии на приобретение оборудования для туризма, а также для информационных центров, пунктов проката, включая детские развлекательные комплексы. Не забудут и про снаряжение, товары для отдыха и спортивный инвентарь.
Бюджет потратится и на работу круглогодичных плавательных бассейнов. За разработку новых туристских маршрутов, включая маркировку, навигацию, обеспечение безопасности, организацию выделенных зон отдыха и иные мероприятия, также намерены доплачивать из казны. Госсредства пойдут и на создание электронных путеводителей по туристским маршрутам, включая мобильные приложения и аудиогиды.
50 миллионов автовладельцев ждут
Сегодня профессиональное сообщество автомототуризма обеспокоено медленными темпами развития досуга на колёсах. По мнению Сергея Лобарева, происходит это оттого, что автотуризм ни в каких нормативно-правовых документах никак не обозначен. В основном сейчас отдаётся приоритет пляжному, арктическому, горнолыжному туризму, уточнил он.
При этом в стране насчитывается более 50 миллионов владельцев машин, которые ждут улучшения условий, напомнил эксперт.
«В эти 50 миллионов входят 2,5 миллиона водителей мотоциклов, полтора миллиона лиц с ограничениями по здоровью, у которых отсутствуют противопоказания по управлению автомобилем, — напомнил Лобарев. — Сюда же можно отнести более трёх тысяч владельцев автодомов. За рубежом 90-95 процентов туристов разъезжают по своим странам именно на автодомах. У нас же это пока новый тренд. Остаётся только сожалеть, что в России отсутствует их массовое производство».
Поэтому все инициативы Ростуризма по субсидированию нарождающейся отрасли в ассоциации автомототуризма и караванинга полностью поддерживают. «В прошлом году были первые случаи, когда на создание кемпинговой стоянки выделили три миллиона рублей, — напомнил эксперт. — Мы считаем это перспективным и поэтому предлагаем внести изменения в Федеральный закон «О туризме», признав автотуризм приоритетным видом самодеятельного туризма».
Депутаты предлагают уточнить
В Госдуме солидарны с чаяниями общественников. Парламентарии считают, что прежде чем выделять деньги на развитие, следует сначала определиться, что такое в принципе автомобильный туризм, караван, туристский и автотуристский кластер. Помимо этого, необходимо ввести классификацию кемпингов как одного из основных средств размещения для автотуристов. Такие предложения есть в законопроекте (№1079717-7), подготовленном группой депутатов во главе с председателем думского Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Борисом Пайкиным. Документ сейчас находится на рассмотрении Госдумы на стадии первого чтения.
По мнению авторов инициативы, классификация кемпингов позволит решить проблему информирования потребителей об услугах таких стоянок. А юрлица и ИП, которые организовывают кемпинги, смогут использовать результаты классификации для привлечения клиентов.
Документ вводит определение кемпинга как «территории, на которой предоставлена возможность для стоянки и обслуживания караванов, включая их подключение к объектам инженерной инфраструктуры, стоянки транспортных средств, а также установки палаток и предоставления туристам палаток или мест для сна и отдыха в некапитальных постройках, расположенных на территории кемпинга, и оказания им дополнительных услуг в сфере туризма и отдыха».
Развивать туристские и автотуристские кластеры предлагают с использованием государственно-частного партнёрства, привлечением внебюджетного финансирования и бюджетных ассигнований.
Разработчики проекта отметили, что следует создать благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов, а также разработать качественные и разнообразные туристические продукты. В том числе депутаты согласны с необходимостью разработки национальных автомаршрутов. «Мы прогнозируем рост туристического потока в сфере автотуризма на 20-25 процентов после принятия закона», — сказал ранее Борис Пайкин.
Фото (с) Парламентская газета