Министерством финансов России в настоящее время вносится на рассмотрение проект Постановления Правительства РФ, в котором планируется ввести в обязанность «Объединения туроператоров обеспечить организацию и оплату из компенсационного фонда медицинской помощи, оказанной туристу (в связи с событием, произошедшим после указанных в договоре о реализации туристского продукта даты и времени окончания путешествия) и формы оказания такой помощи (экстренная и неотложная)».
В связи с этим, Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» вынуждена опубликовать свою позицию по данному вопросу.
Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (далее – Объединение) представлен для ознакомления проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Проект), включающий в себя, в том числе, изменение Правил оказания экстренной помощи туристам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. № 162.
Настоящие пояснения (правовая позиция) основаны на принципах и положениях, закрепленных Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) и Правилами оказания экстренной помощи туристам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.02.2013 № 162 (далее – Правила), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По представленному Проекту Объединение считает необходимым пояснить следующее.
Пунктом 3 Проекта предлагается дополнить Правила (пункт 4) подпунктом «ж», включив в состав экстренной помощи следующую услугу:
обеспечение организации оказания туристу медицинской помощи в экстренной и неотложной форме (включая медицинскую эвакуацию в страну постоянного проживания) и ее оплаты в связи с событием, произошедшим после указанных в договоре о реализации туристского продукта даты и времени окончания путешествия, а при наличии заключенного в пользу туриста договора добровольного страхования, предусматривающего оплату и (или) возмещение расходов на оплату оказанной туристу медицинской помощи в экстренной и неотложной форме (включая медицинскую эвакуацию в страну постоянного проживания), также после окончания срока действия такого договора.
Необходимо учитывать, что основополагающий принцип деятельности и цель создания Объединения состоит в защите прав лиц, являющихся туристами по договорам о реализации туристского продукта, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором, который является членом данного Объединения, обязательств по данным договорам о реализации туристского продукта.
Данный принцип, в частности, закреплен в положениях статей 11.1, 11.2 Закона, в соответствии с которыми Объединение туроператоров в сфере выездного туризма для оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами - членами данного объединения, формирует компенсационный фонд в соответствии с требованиями Закона.
Объединением туроператоров в сфере выездного туризма обеспечивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Таким образом, природа деятельности Объединения состоит, по своей сути, в ликвидации (в определенной части) последствий нарушений договора о реализации туристского продукта, допущенных членами Объединения, а именно – в обеспечении возможности возвращения туриста в РФ в случае, если возвращение туриста в РФ обязан был обеспечить, но не обеспечил по договору о реализации туристского продукта член Объединения.
Данный принцип согласуется и с правилами финансированием расходов на обеспечение эвакуации таких туристов.
А именно, согласно статьям 11.1, 11.4 Закона объединение туроператоров в сфере выездного туризма для оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами - членами данного объединения, формирует компенсационный фонд за счет взносов, уплачиваемых туроператорами – членами Объединения.
Таким образом, законодательством закреплен принцип, по которым все члены Объединения, уплачивая взносы, фактически обеспечивают исполнение обязательств перед туристами, нарушенных одним из членов Объединения.
Следовательно, единственное основание для возложения на Объединение обязанностей по оказанию услуг туристам – это факт нарушения обязательств туроператором по договору о реализации туристского продукта.
Законом (статья 11.4) установлен прямой запрет на расходование средств компенсационного фонда на цели, не предусмотренные статьёй 11.4, в том числе на цели, не связанные с нарушением членом Объединения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
В свою очередь, в нарушение вышеуказанных принципов и положений Закона, предложенный Проект возлагает на Объединение расходы по обеспечению медицинской помощи. Данные расходыне связаны с нарушением обязательств членом Объединения, кроме того, направленына оказание услуг лицам, не являющимся заказчиками или туристами по договору о реализации туристского продукта, так как оказание данных услуг связывается с событиями, произошедшими вне сроков действия данного договора.
Таким образом, предлагаемые изменения противоречат действующим нормам Правил.
А именно, пункт 1 Правил предусматривает, что экстренная помощь оказывается туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в то время как предлагаемый подпункт устанавливает, напротив, медицинскую помощь в связи с событием, произошедшим после окончания срока действия данного договора (то есть в момент, когда обязательства по этому договору прекратились, а следовательно, не могли быть нарушены).
При этом исполнение предлагаемой нормы не представляется возможным ввиду её противоречия нормам статьи 11.4 Закона, имеющим большую юридическую силу, которые запрещают расходование средств компенсационного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи в случае нарушения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
На основании изложенного, Объединение считает предлагаемый Проект в рассмотренной части юридически несостоятельным, не соответствующим федеральному законодательству. Считаем абсолютно неправомерным внесение предлагаемых изменений в действующие правила.