Требования к детским перевозкам ужесточат

Переутомление водителей пассажирского транспорта, ненадлежащий контроль за состоянием транспортных средств и отсутствие необходимой документации — основные причины претензий к организаторам междугородних перевозок.

Введение обязательного лицензирования для всех категорий перевозчиков позволит гарантировать пассажирам безопасность на всем маршруте, автобусы с детьми получат желтый проблесковый маячок, а требования к стажу их водителей будут ужесточены. О том, как это будет работать и почему законы и поправки принимают только после резонансных ДТП, «Известиям» рассказал заместитель министра транспорта Николай Асаул. 

— Как введение обязательного лицензирования для междугородних автобусных перевозок отразится на отрасли?

 Основное отличие лицензирования от действующего сейчас уведомительного порядка в том, что до получения лицензии нужно будет подтвердить соблюдение требований по безопасности. Сейчас зачастую только после ДТП инспекторы Ространснадзора проверяют, как соблюдался режим эксплуатации, а с введением лицензирования мы гарантируем пассажирам, что перевозчик проверен до начала работы.

Еще одно существенное преимущество лицензирования — возможность приостановить деятельность до устранения нарушений. Если деятельность не подлежит лицензированию, мы можем только выписать штраф, но перевозчик продолжит работать с нарушениями, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности.

— Каким критериям должен соответствовать перевозчик?

— Наличие помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в том числе для проведения обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, выявление неисправностей, при которых эксплуатация запрещена, соблюдение требований по организации медицинского осмотра водителей до и после рейса, использование транспортных средств, оснащенных тахографами, отсутствие переработок, поскольку усталость водителя — одна из самых частых причин аварий.

— Как планируется контролировать соблюдение требований в сфере обеспечения безопасности перевозок?

— Есть плановые и рейдовые, внеплановые проверки. Только за полгода мы привлекли к ответственности более 137 тыс. юридических и физических лиц, свыше 2,5 тыс. транспортных средств арестовали на период проверки. Арест транспортных средств — эффективная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

За шесть месяцев 2017 года территориальными управлениями Госавтодорнадзора проведено почти 25 тыс. проверок, из них более 7,5 тыс. плановых и свыше 16,5 тыс. внеплановых. За отчетный период выявлено порядка 57 тыс. нарушений. За первую половину 2017 года проведено почти 19 тыс. рейдовых мероприятий, в ходе которых проверено свыше 60 тыс. транспортных средств, из них более 60% эксплуатировались с нарушениями требований транспортного законодательства. По результатам проведенных мероприятий вынесено около 40 тыс. постановлений на общую сумму свыше 350 млн рублей, в качестве обеспечительной меры применен арест более 2,5 тыс. транспортных средств. Всего по результатам работы привлечено к административной ответственности порядка 140 тыс. лиц.

— За какое нарушение чаще всего арестовывали транспортные средства?

— Нарушения типовые: несоблюдение режима труда и отдыха водителей, отсутствие путевой документации, технического и медицинского предрейсового контроля, отсутствие тахографа. Проверки — эффективная мера, рецидивов становится меньше. Если выписывали предписания перевозчику или должностному лицу, вероятность нарушений в ближайшее время существенно сокращается.

— В чем причина резонансных ДТП с участием международных автобусов?

— К сожалению, ухудшается дисциплина и водителей, и ответственных за организацию безопасности дорожного движения на предприятии. На водителях экономят, вынуждая их перерабатывать. В ряде случаев причиной была ошибка водителя, иногда — это следствие организации работы на предприятии: должно быть два водителя, а работает один. Это одна из самых распространенных причин несоблюдения ПДД, скоростного режима, правил обгона, дистанции.

За шесть месяцев 2017 года произошло свыше 2 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием лицензируемого транспорта, в результате которых погибло чуть более 100 человек, порядка 3,2 тыс. получили травмы.

С января по июнь 2017 года по фактам ДТП, совершенных по вине водителей лицензируемого пассажирского автотранспорта, Ространснадзором проведено более 300 проверок, по результатам которых выдано 185 предписаний, привлечено к административной ответственности 11 юридических и более 20 должностных лиц, а также 20 индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в судах находятся материалы на приостановление действия четырех лицензий, на привлечение к административной ответственности 24 юридических и 35 должностных лиц, 53 индивидуальных предпринимателей. Сумма наложенных штрафов составила около 7 млн рублей.

— Будут введены дополнительные требования к перевозкам детей?

— Этот вопрос регулярно поднимается летом, когда детей массово перевозят в места отдыха. Важно соблюсти баланс: обеспечить безопасность без чрезмерного закручивания гаек, на что периодически жалуется туристическое сообщество, те, кто профессионально занимается организацией детского отдыха.

Есть и нормы прямого действия. Совместно с МВД и туристическим сообществом мы подготовили сбалансированный пакет поправок в правила перевозки детей, утвержденные постановлением правительства № 1177.

Мы полагаем целесообразным установить требования к наличию проблескового маячка желтого или оранжевого цвета. Это не дорогостоящая мера, но маячок дисциплинирует участников дорожного движения.

Раньше лишние люди в салоне с детьми не приветствовались. По просьбе туристических фирм мы добавляем норму, разрешающую находиться в автобусе не только сопровождающим, но и сотруднику турфирмы, если у него есть документы, подтверждающие, что он работает в компании, организовавшей тур.

Ужесточаются требования к стажу водителя. В действующей редакции требуется стаж работы на автобусе не менее года в течение трех последних лет. Можно год проработать, год не работать, потом устроиться водителем автобуса, перевозящего детей. В новых правилах водитель обязан иметь непрерывный стаж не менее 12 месяцев за последний год. Эта норма повысит безопасность, потому что перевозка автобусом существенно отличается от перевозки грузовиком, а тем более — легковым автомобилем.

Если пакет поправок примут в этом году, он вступит в силу в середине следующего года, чтобы все участники рынка смогли подготовиться.

— Николай Анатольевич, у нас законы и поправки написаны кровью, когда гром грянул. Это мировая практика или можно работать на опережение?

— К сожалению, ни одной стране мира пока не удалось свести к нулю дорожно-транспортные происшествия. Не только в России происходят резонансные происшествия со всеми видами транспорта, с взрослыми и детьми, ночью и днем. Человеческий фактор, стечение обстоятельств могут привести к трагедии. Виновником может стать и водитель легкового автомобиля, грузовика, автобуса. Причин очень много. Ни одно ДТП не остается незамеченным, детально разбираются все факторы ДТП. Меняются причины, меняется менталитет.

Мы находимся в постоянном диалоге с перевозчиками, пассажирами, заказчиками транспортных услуг. Законодательство совершенствуется, потому что необходимо вводить разумные требования, которые действительно повышают безопасность, избегая бюрократизации.

— Следует ждать дальнейшего ужесточения правил перевозок?

— Сейчас обязательно наличие тахографа, в определенных случаях — датчика ГЛОНАСС, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, технический контроль, договор с автопредприятием, местом хранения транспортного средства, чтобы автобус не загромождал улицы и дворы жилых домов. Эти требования сохранятся. Дополнительных требований, которые потребуют от бизнеса дополнительных расходов, мы вводить не планируем.

— Какое место Россия занимает в мире по безопасности перевозок?

— Есть статистика по регионам мира. Мы, к сожалению, находимся не в лучшей группе по аварийности. Есть страны, которые демонстрируют существенно лучшие показатели, но есть и такие, где ситуация хуже. Согласно рейтингу количества погибших на 100 тыс. населения за 2015 год, наша страна находилась примерно в середине перечня из более чем 170 стран с показателем чуть выше 16 погибших на 100 тыс. человек.

Действует федеральная целевая программа безопасности дорожного движения. За ее реализацию отвечает МВД. В ней заложены целевые показатели: как должна по годам снижаться аварийность и ее последствия. При индикаторе программы 26,5 тыс. погибших на 100 тыс. населения в 2016 году фактический уровень смертности составил чуть более 20 тыс. человек, или 13,9 на 100 тыс. населения. Цифры носят абсолютный характер, не привязаны к показателям других стран, потому что мы не можем прогнозировать, как в них изменится ситуация. Мы должны отвечать за ситуацию в нашей собственной стране.

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Другие новости по теме «Безопасность»

Декабрь 13, 2018 - 10:06

В московском аэропорту Домодедово появятся устройства для дистанционной проверки персонала на алкогольное опьянение. Об этом стало известно в среду, 12 декабря.

 

Декабрь 12, 2018 - 09:53

По информации Посольства России в Индонезии, в последнее время отмечается ухудшение криминогенной обстановки в индонезийских провинциях Папуа и Западный Папуа.

 

Декабрь 12, 2018 - 03:34

 Порядок действий туристов, пострадавших от туроператоров, приостановивших свою деятельность.

 

Декабрь 8, 2018 - 10:26

Пассажирам не следуют пить кофе и чай, подаваемые на борту самолетов, поскольку там могут присутствовать опасные для человека бактерии, например, кишечная палочка. Об этом предупреждает газета The New York Post, ссылаясь на экспертов Food Policy Center из Хантерского колледжа.