Прошлогодние восторги по поводу итогов выезда российских туристов за шесть месяцев 2010, на этот раз придется умерить: динамика несопоставима, хотя результат тоже положительный. Но в первом полугодии 2010 рост выездного турпотока составил 42,7%, а за тот же период нынешнего – 11,8%. Впрочем, после такого скачка в первой половине прошлого года ждать аналогичных результатов в этом было бы неправильно. Но, между прочим, некоторые направления показали рост, которого не было в рекордном первом полугодии 2010. Впрочем, туроператоров многие цифры удивили, а некоторые даже вызвали зависть.
По данным Росстата, за первое полугодие с.г. россияне совершили 6069,7 тыс. поездок на отдых за рубеж, это почти на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Подавляющее большинство популярных направлений показали положительную динамику, не всегда объяснимую. А вот с аутсайдерами, ушедшими в минус, почти все понятно. С них и начнем.
«Минусов» в представленной таблице немного, и главный из них – Египет, потерявший за полгода 60,5% турпотока. Почему – объяснять не надо. Но за направление особенно обидно, потому что в первой половине 2009 и 2010 годов, в результате упорнейшей борьбы, Египту удавалось «съесть» Турцию и занимать верхнюю строчку в списке самых популярных стран. Теперь ему фактически придется начинать все сначала.
Тунис потерял 40% – по тем же причинам, что и Египет. Под эту же «ближневосточную раздачу» попала Иордания – минус 24%. Хотя у этой страны есть и другие проблемы, связанные, в частности, с неудачей чартерных программ.
Ну и Япония, потерявшая 52% российского турпотока по причинам, от нее не зависящим: землетрясение, цунами, «Фукусима-1».
Есть в таблице еще один довольно крупный минус – у Литвы. Но это история загадочная, с рынком не совпадающая. Наши предположения, что туристы могли перейти в категорию «частников», не оправдались: количество выехавших из России в Литву по частным приглашениям за полгода увеличилось на 13,8%, а турпоток, если верить представленным данным, снизился аж на 53%. Росстат обещал нам уточнить, откуда взялась такая цифра.
А теперь о передовиках. Самый большой рост за прошедшие полгода продемонстрировала Куба – почти 106%. Это, в принципе, совпадает с показателями туроператоров, хотя и не в таком масштабе. По мнению PR-директора компании «ТЕЗ тур» Марины Макарковой, на Кубу немало туристов едет самостоятельно, туда можно просто купить билет «Аэрофлота» и напрямую забронировать отель, а то и решить вопрос с размещением прямо на месте. «По нашим ощущениям, направление будет расти и во второй половине года, хотя без провальных дат дело не обойдется – например, в конце ноября и в декабре», – говорит г-жа Макаркова.
На втором месте по показателю роста – Швеция: плюс 91%. Чуть отстает от нее соседняя Норвегия, занимающая четвертое место с ростом 76,7%. Оба направления прокомментировал RATA-news заместитель генерального директора компании «Асент тревел» Алексей Петров. Он отметил, что рост по этим странам, конечно, есть, но не столь заметный. «Сами норвежцы называют плюс 20%, а по нашей компании увеличение продаж составляет примерно 15%. По Швеции – не больше 20%», – говорит г-н Петров. Он полагает, что многие россияне проходят мимо турфирм, растет число самостоятельных путешественников. «А ведь раскруткой направлений занимаются именно туроператоры», – сетует Алексей Петров.
Таиланд на третьем месте по показателям роста – плюс 87%. Это понятно: основные игроки направления – «Тез тур» и «Пегас туристик» – поставили полетные программы из более 20 городов России. Впрочем, Марина Макаркова считает, что у Таиландапочти всегда устойчивый рост, несмотря ни на какие кризисы и перевороты. И происходит это, в основном, за счет региональных программ.
На четвертом месте Норвегия, о которой мы уже сказали, на пятом – Испания (плюс 76,3). По поводу этой страны мнения туроператоров разделились. Руководитель направления компании «Ванд Интернэшнл тур» Людмила Озик с фактом роста, в принципе, согласна, но, опять же, не в таком объеме. «Да, поток на Испанию вырос, но, по нашим данным, вполовину меньше. И, в основном, за счет увеличения перевозки, в том числе и из регионов, которая в этом году сильно избыточна», – говорит г-жа Озик. А коммерческого директора компании «Время-тур» Нелю Огурцову цифры Росстата не удивили: «Сыграло свою роль то, что нельзя было ездить в Египет, Тунис, да и от Марокко многие отказались. Кроме того, конечно, сработал выход на испанский рынок «турецких» туроператоров. Массированно пошли «Пегас», «Корал», «Анекс», пустили самолеты из регионов. Результат – демпинг, цены дали ниже плинтуса. Вот народ и поехал».
Добавим, что демпинг в этом году зафиксирован на многих направлениях. Но несомненной приманкой для россиян, выбравших Испанию, стала гарантированная полугодовая мультивиза, которую испанцы выдают всем туристам.
Греция на шестом месте с ростом 75,5%. Генеральный директор компании «Музенидис тревел» Александр Цандекиди считает, что это связано, во-первых, с благоприятным визовым режимом и, во-вторых, с привлекательными ценами. Выразился г-н Цандекиди деликатно: «неплановое снижение цен процентов на 20». Генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова была более резка: «Такой прирост по Греции во многом обусловлен демпингом. Демпинг просто нереальный, в основном, из-за того, что туроператоры поставили очень много перевозки при мало изменившемся объеме «наземки», даже несмотря на освоение новых для россиян курортов на греческих островах».
Спрос на Доминикану (7-е место, плюс 65,4%), по мнению Марины Макарковой, стимулирует мода на карибские направления. К тому же, народ «распробовал» эту страну: если раньше в Доминикане продавались исключительно люксовые пятерки, то сейчас часто спрашивают и отели 4* .
Германия на восьмом месте (плюс 52,2%), но этот тот самый случай, когда туроператоры сильно удивлены. «У нас все ровно, всплеска нет, мы бы обязательно почувствовали столь существенное увеличение спроса, – говорит генеральный директор компании «Чайка-тур» Александр Турченко. – Да, многие самостоятельно все бронируют, но все же не на 50% больше, тогда должна бы и интенсивность перевозки возрасти, а этого не наблюдается. У меня эта статистика вызывает большой вопрос и большую человеческую зависть».
И по поводу Австрии с ростом 43,6% игроки рынка высказались скептически: «Да, рост есть, но он существенно ниже, чем в приведенных данных, – сказала руководитель направления компании «Асент тревел» Татьяна Покровская. – И если судить по количеству перевозки, которая, осталась, в основном, на уровне прошлого года, то рост просто не может быть таким большим». Но и она упомянула самостоятельных туристов, которые все бронируют в интернете.
Замыкает десятку самых подросших в первом полугодии направлений Кипр – плюс 42,7%. Генеральный директор компании ICS Дмитрий Шевченко объясняет успех продолжение общего роста рынка после кризисного периода. Вторая причина – выход на кипрское направление нового крупного игрока, компании «Пегас туристик», которая поставила много региональных программ. А Ирина Петрова заметила, что Кипр в этом году «вообще шоколадный». «Направление на взлете, в том числе и потому, что там спокойно, а во многих других странах стабильности не было. К тому же добавился довольно большой сегмент отелей all inclusive, который был необходим острову, многие отели перешли на эту систему».
Десятку лидеров рынка в абсолютных цифрах смотрите в таблице.
А теперь обратите внимание на очень важный момент. Большинство экспертов, говоря о причинах роста направлений, упоминают либо самостоятельных путешественников, либо демпинг или избыточную перевозку, что примерно одно и то же. А это симптомы тревожные, поскольку означают, что турбизнес, в лучшем случае, работает на грани рентабельности. Про худший даже говорить не будем. И если эта тенденция сохранялась до конца лета – а она сохранялась, то осень и зима могут стать еще одним тяжелым испытанием для туристического рынка.
Выезд россиян за рубеж с целью туризма в I полугодии 2011-2007 гг.
(тыс. поездок)