Здесь небо целует горы, а передать писчим языком красоту ущелий и каньонов трудно, о ней лучше петь во весь голос. В горах Северной Осетии отдыхает и лечится душа. В Осетии гостеприимно, вкусно и очень атмосферно. Районы Владикавказа до сих пор называют сердечным словом "сторонка".
Владикавказ влюбляет в себя с первых минут. Я потерял дар речи, когда вышел из гостиничного номера на центральный проспект. Казалось, что проспект упирается в Кавказский хребет. Прямиком в его синь и высь. Ты стоишь в самом центре столицы региона, а над тобой красивейшие горы. И, по ощущениям, до них легко можно дотянуться рукой.
- Сегодня Кавказ - один из самых спокойных регионов России, я во Владикавказе чувствую себя безопаснее, чем в Москве, - говорит житель Владикавказа Чермен Мурашев.
Чермен с женой ждут пятого ребенка. Он признается, что уже лет пятнадцать как из души ушла тревога за безопасность близких.
- В соседней Чеченской республике работают много автосалонов, там наши люди часто покупают машины. Раньше никому бы в голову не пришло ездить туда с крупной суммой денег. Сегодня тебе там продадут машину, накормят, назовут братом и проводят до самой административной границы региона, - говорит Чермен.
В Северной Осетии бросается в глаза уважительное отношение к старшим. Едва я входил в холл своего отеля, как молодые парни и девушки на ресепшене мгновенно вставали и по-доброму улыбались. Я смущался, когда в общественном транспорте в мои 54 года мне пытались уступить место.
Мою неловкость вылечил владикавказский таксист - двумя фразами.
- Понимаете, мы так детей воспитываем,- сказал он мне. И через пару секунд добавил: - А зачем мне дети, которые меня не уважают?.. Точка.
… Есть два точных маркера, которыми можно определить пульс общества. Сходи на кладбище и зайди на рынок. Там узнаешь отношение к мертвым и к живым.
Кладбища в Осетии в идеальном порядке, ухоженные могилы, много дорогих памятников. Если пару раз в месяц родные не пришли на могилу к родственнику - это чревато общественным порицанием.
- Неухоженная могила предка и просящий милостыню старик - позор для всего рода, - убеждена Темина Туаева, режиссер, заслуженный деятель искусств России.
Городской рынок Владикавказа - шумный, запашистый, зазывный, колоритный, вкусный.
Соляным столбом замираю возле развалов с сырами. Боже! Каких только нет.
Соленые, малосольные, молодые и копченые. Сыр коровий, сыр козий, сыр буйволиный, сыр овечий, бочковой… С ума сойти!..
Пробовать дают наперебой и от души. Дегустация идет под презентацию - торговцы подробно рассказывают, из какого района и села привезли эту вкусноту.
Ирина, продавщица сыров - роскошной кустодиевской красоты, белозубая, улыбчивая, говорливая.
- Ой, у меня сортов тридцать сыра всегда в продаже. Я тут с 1987 года торгую, уже пол-Осетии знакомых. Каких людей на свете больше? Конечно, хороших! Столько благодарностей за день услышишь, вы себе представить не можете. Я сама людей люблю, бывает, вижу какую-нибудь бабушку, знаю, что у нее пенсия маленькая. Всегда незаметно рублей триста скину. Но сделаю так, чтобы она не поняла, а то обидится,- улыбается Ира.
Женщина эмоционально призналась в любви к родной республике: "Больше десяти дней отдыха на море не выдерживаю, тянет домой!"
Алые развалы клубники и черешни. Ягода крупная, сладкая, сочная. Ум отъешь!..
Бескрайние ряды солений, мочений, половину из которых я в глаза никогда не видел.
- Дорогой, попробуй джонджоли, понравится - еще придешь! - яркая женщина протягивает мне целый "навильник" маринованных соцветий. Терпких и пикантных на вкус.
Целый прилавок перепелок. Свежие тушки, мясо птицы в маринаде и копченое.
Пакеты с домашней лапшой. Лапша словно сошла с рекламного глянца. Глаз не оторвать.
- Мы ее на перепелиных яйцах делаем,- улыбается чернобородый продавец.
Цены на треть приятней московских и на такую же треть ниже, чем на Дальнем Востоке.
Пару лет назад, когда мир закрылся, спасаясь от новомодного ковида, в Северной Осетии случился туристический бум.
- Только по официальной статистике, за прошлый год к нам приехало более 300.000 туристов. В этом году гостей еще больше, - говорит Светлана Гацоева.
Светлана Константиновна - красавица с фигурой манекенщицы. Она самый настоящий полковник юстиции, возглавляла службу судебных приставов Северной Осетии. Ушла в отставку и вместе с супругом нырнула в реку туризма: пара открыла свое туристическое агентство.
Говорит, что всему "виной" ее давнее увлечение географией и любовь к родному краю. Когда ей по законам ротации предложили возглавить отделение службы судебных приставов в одном из регионов России, отказалась.
- Без своей Осетии жить не могу,- сражает она улыбкой.
Местная фишка - горно-гастрономические туры. От красот здешних ущелий захватывает дух и подкруживается голова. А как же прекрасна осетинская кухня!
Осетинские пироги с нежнейшим сыром и свежей свекольной ботвой - это же почти катарсис. Кусок пирога тает во рту, а рука предательски тянется за новым.
Начинок для пирогов десятки, в каждом селе и в каждом городском кафе свои секреты приготовления.
- Мы избалованы вкусной едой, - нескромно признаются осетины.
Хотите не только вкусно кушать, но и принять участие в приготовлении блюда - пожалуйста! Здесь показать кулинарное действо так же приятно и естественно, как похвалиться успехами ребенка.
В республике немеют, когда видят, как в Москве, например предлагают половинку пирога. В Осетии пирог по-прежнему сакрален. Здесь три пирога на столе - это символ жизни.
Осетинское застолье - гастрономическая литургия! Тостов десятки, каждый из которых - как молитва. Первый обязательно за большого Бога, второй - за святого Георгия. Это особо чтимый святой у осетин.
Талант принимать гостей у этого народа в крови. Сегодня стало модным и популярным играть свадьбы в красивейших ущельях Осетии.
Вам организуют все: от вкуснейшего стола до незабываемой фотосессии. А самым дорогим остаются послевкусия воспоминаний.
- Если нужно, мы гостей встретим в аэропорту в национальных костюмах, с песнями и пирогами,- говорит Лара Ванеева.
Ларины национальные пироги знают во всей республике. Там нет ни грамма белой муки, только деревенская цельнозерновая.
- Это у меня все от бабушек: одна была из Южной Осетии, вторая из Северной, - смущаясь, поясняет Лара.
… В одном из высокогорных сел мы встретили туристов из Москвы, ребята сидели на зеленом травяном ковре у многовековой сторожевой башни и молча смотрели в бездонное небо. Под ногами извивалась серебряная нитка речки. Тишина до синевы в глазах.
- Как вам здесь? - нарушил я спасительную тишину
- Это не отдых, а лечение души. Тут так хорошо, что слова подбирать не хочется, - ответил крепыш по имени Леня.
Сергей Меняйло, глава Республики Северная Осетия - Алания:
- Северная Осетия - это моя малая родина. Мама была осетинка, отец - донской казак. Когда не жил здесь, то большую часть отпусков проводили с женой и детьми на родине. Сохранилась квартира родителей, двухкомнатная, 42 квадратных метра. Дом восьмиквартирный, "учительский" его называли. Мы в нем с женой любим бывать. Там хорошо, легко дышится. Понимаете, гость в Осетии исторически - святой человек, ему надо показать самое лучшее. Это сохранилось в народе. Туризм раскрывает республику, делает ее привлекательнее и оказывает большой мультипликативный эффект на всю экономику.
Сейчас идет строительство уникального горнолыжного курорта "Мамисон", сроки сдачи первой очереди которого мы не меняем. К сезону 2023-2024 года курорт будет готов. У нас есть уникальные населенные пункты в скалах - многовековые памятники архитектуры. Все ущелья республики сегодня соединены грунтовыми дорогами. За один день можно побывать и под облаками, и за облаками. Словом, посмотреть есть на что.
И конечно, национальная кухня - полная потрясающих вкусов, метафор, традиций и образов.
В прошлом году волонтеры составили памятку для туристов, посещающих республику. В буклете говорится о неприемлемости употребления крепких алкогольных напитков и появления в общественных местах в пьяном виде. О курении сказано чуть мягче: "В Северной Осетии не приветствуется курение и рекомендуется делать это непублично". Составители памятки также не рекомендуют "публичное проявление чувств".
Фото: Кирилл Чеходаров