Когда в разгар сезона объявляет о своей неплатежеспособности крупный туроператор или авиаперевозчик – это всегда серьезный удар по интересам тысяч людей
Однако раз за разом люди продают билеты и туры, а потом «случайно» обнаруживают, что выполнить обязательства, увы, не в состоянии. А поскольку тысячи российских граждан при этом застревают в аэропортах всего мира, государство вынуждено эвакуировать их за свой счет, после чего уже искать следы денег у незадачливых предпринимателей.
Таким образом, перед нами не отдельная бизнес-катастрофа, а осознанный удар по российскому бюджету.
Эти зловещие онлайн-кассы
Интересную версию происходящего высказал доктор экономических наук Никита Кричевский. Не то чтобы он был мастером точных оценок и сбывающихся прогнозов, но в определенной оригинальности ему никак не отказать. Чего стоит только его категорическое «Улюкаев молчать не будет, он сдаст всех», когда «все» уже прекрасно понимали, что суд пройдет строго по сценарию. Но мнение Кричевского по «Натали» весьма любопытно.
Вовремя переобувшийся либерал, экс-соратник Геннадия Гудкова, ругает «всезнающих экспертов», а заодно привычно расписывается в своей лояльности:
Неужели вы всерьез верите, что причинами стали «проблемы с оплатой за блоки мест на рейсах», «существенное изменение стоимости чартерной перевозки», «низкий спрос в период чемпионата мира по футболу» и прочая шняга, коей обильно потчуют либеральные и не очень газетенки? Где же кровавый мордор?».
Н. Кричевский. Фото: www.globallookpress.com
После этого Кричевский ловит «Натали Турс» на использовании серых схем (а кто там их не использует?):
Президент «Натали» Воробьев фактически признал наличие серой схемы. Мол, пакетных туров в 2017 году было 22 тыс., а остальное – отдельные виды услуг. Это не вяжется с тем, что сейчас за границей находится по разным данным 3,5-5 тыс. туристов от «Натали». Получается, что по отчетности всего 22 тысячи, а на самом деле в разы больше».
После чего фактический крах крупного оператора объясняется мудрыми решениями партии и правительства: «С 1 июля 2018 года все компании и ИП, включая, естественно, представителей туроператоров, обязаны перейти на онлайн-кассы, иначе, как говорится, «турма». На практике это означает, что черный нал покамест невозможен. А ведь черный нал и сопутствующее сокрытие выручки – это столпы современного турбизнеса: нал охотно принимают отельеры, им не брезгуют большие и малые принимающие фирмы, даже чартеры с большей охотой бронируются, когда в оплате частично сидит неучтенка».
Строго говоря, согласно 54-ФЗ переход туристического бизнеса на работу через онлайн-кассы должен был состояться еще 1 июля 2017 года, но соответствующему лобби удалось отодвинуть этот неудобный момент на год. Более того, заметная часть туроператоров получила еще одну годичную отсрочку – те, кто работает по ЕНВД («вмененке») и с использованием бланков строгой отчетности. Но так или иначе, Кричевский представляет остановку работы несколькими турагентствами как прямое следствие начала действия закона, о котором, к слову, было известно более чем за полтора года до 1 июля.
«Миллионы наликом»
Понимая слабость своей позиции, Кричевский добавляет: «Скажете, притянуто? А «Библио-Глобус», что возил на Кипр миллионы наликом бортами «Трансаэро»? А португальские и испанские схематозы, когда недвига покупалась за нал, а потом реализовывалась своим же за безнал (скажем, под 5%) и на выходе получались абсолютно белые евро? А коины, что, пока они не рухнули, покупались здесь, а там превращались в легальный кэш?».
Фото: www.globallookpress.com
Все-таки очень интересные люди, эти российские экономисты. Вот тут перед нами прямое уголовное обвинение в адрес действующего туроператора. Действительно, «Библио Глобус» был стратегическим партнером покойной ныне «Трансаэро», и перед крахом авиакомпании оценивался как крупнейшая российская туристическая компания. Если у Кричевского есть факты (а его обвинение выглядит правдоподобно) массового незаконного вывода наличных средств из России на Кипр, с ними надо идти не в Facebook, а в прокуратуру.
Заслуга или недоработка?
В целом же Никита Александрович пытается выдать постигшую российских туристов неприятность за значимое достижение государственной политики по обелению бизнеса. При этом он не замечает очевидного противоречия.
Ведь если внедрение онлайн-касс действительно драматически повлияло на туристический рынок, то перед нами не заслуга, а очевидная управленческая ошибка со стороны государства: тогда для туристической сферы «день икс» следовало назначать на мертвый сезон типа февраля. А то получается, что чиновники подставили своих же граждан, сделав их заложниками противостояния власти и бизнеса.
Но скорее всего, ситуация с «Натали Турс» и 1 июля – не более чем совпадение дат; в конце концов, большинство продаж уже завершено, свои деньги на этот сезон компания уже получила. Переход с серых схем на белые реально подкосил бы ее в начале мая, но не сейчас. Никаких особых проблем в реализации обязательств онлайн-кассы уже не создали бы.
Фото: www.globallookpress.com
Слабое корпоративное управление, жадность топ-менеджеров и владельцев, вечная надежда на авось – вот фирменная черта российского бизнеса, вот причина большинства провалов и банкротств. Чем отличаются застройщики типа Urban Group от той же несчастной «Натали»? Принцип-то один и тот же – продать побольше обещаний, а там, может быть, как-то и выполнить их. Но при этом заслуга в крахе «Урбана» почему-то не приписывается государству.
Турецкий след
Есть, кстати, еще один нюанс, о котором не принято говорить. «Натали Турс» – редкий на российском рынке российский же оператор. Следует помнить, что Владимир и Наталья Воробьевы не выдержали конкуренции в первую очередь с турками, которые до падения Су-27 то ли над Турцией, то ли над Сирией контролировали не менее 80% российского рынка отдыха за рубежом. Coral Travel, Pegas Turistik, Tez Tour, Anex Tour, HEDEF Group и другие благодаря беспрецедентным программам лояльности для российского чиновничества и российских же агентств установили фактически полный контроль над сектором массового туризма. Это вам даже не скрытый подкуп врачей, это тотальное иностранное доминирование в существенно важной для экономики сфере.
Именно «Натали Турс» в конце 2015 года выступила против подобного доминирования, пытаясь ограничить турецкий демпинг. Компания тогда написала письмо мелким турагентствам, призвав их прекратить работу с Anex Tour, Coral Travel и Sunmar Tour. Со стороны это выглядело попыткой увеличить долю рынка на проблемах конкурентов – Су-24 был сбит 24 ноября, и еще до официальной реакции российского правительства «Натали Турс» прекратила продажу билетов в Турцию.
Учитывая, что туристический рынок весьма тесен, коллективно создать серьезные проблемы одному из его игроков несложно. Так что одной из причин нынешнего краха компании может быть и противодействие злопамятных друзей-соперников. И «существенное изменение стоимости чартерной перевозки», над которым издевается Кричевский, вполне могло быть применено к излишне патриотичной компании со стороны контролирующих рынок турок.
* * *
Мы не можем дать туристам рекомендацию по выбору стопроцентно надежного агентства или оператора. Напомним лишь, что в России уже 11 лет действует закон об обязательном страховании деятельности в сфере туризма, и все пострадавшие от ненадлежащего выполнения оператором своих обязанностей имеют право на получение компенсации. В случае с «Натали Турс» - это «Ингосстрах». Там, правда, полагают, что могут не платить деньги, пока оператор сам не объявит об остановке своей деятельности, но вот как раз с этим пунктом обязаны оперативно разобраться государственные контрольные органы.
"В редакцию "Питер-Т" обратился Карен Асоян, директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах», который сообщил следующее:
- В «Ингосстрах» не поступала информация о прекращении деятельности туроператора «Натали Турс». При наступлении страхового случая по договору страхования гражданской ответственности туроператора «Ингосстрах» готов выполнить все свои обязательства по договору страхования в полном объеме."
Вообще же нынешнее положение с туристическими агентствами в очередной раз показало системную слабость российского бизнеса, отсутствие у него запаса прочности, «подушки безопасности». Предприниматели работают каждый день как предпоследний, в принципе не строя никаких стратегических планов, поскольку законодательство постоянно меняется, и, увы, не только в части требований к контрольно-кассовой технике.
Может, нам в России наложить уже мораторий на принятие новых законов, пока не будут исполняться имеющиеся?
Автор:
Мельников Михаил
Фото: www.globallookpress.com