С 1905 года семья Николая II постоянно жила в Александровском дворце Царского Села. В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнье: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев, 300-летия Дома Романовых и 200- летие Царского Села.
Императорские трапезы традиционно завершались десертом, изготовлением которого занималась Кондитерская часть, которая находилась на первом этаже Кухонного корпуса рядом с Александровским дворцом.
Все кондитерские фабрики представили к юбилею Дома Романовых свою эксклюзивную продукцию в сувенирных, богато оформленных ларцах и шкатулках; были выпущены серии открыток и вкладышей с портретами царствующей семьи и их предков.
Товарищество «Эйнем» выпустило коробку для печенья с портретом Михаила Фёдоровича, основателем династии Романовых. Архангельская кондитерская фабрика Торгового дома «Х. Манаков и К» украсило банку изображением пира Петра Великого, обрамленного двуглавым орлом и знаками государственной власти. Зачастую фоном для портретов императоров служили те или иные исторические события: переход через Альпы, Синопский бой и др.
Но и бытовая сторона жизни императорской резиденции всегда вызывает живой интерес у людей, живущих в 21 веке и мало знающих о том, что это была просто семья со своими традициями и порядком. Как в любом доме. Да, они праздновали Рождество и Пасху со всем подданными Империи, располагая чуть большим возможностями, чем рядовые жители страны.
Главные потребители сладкого, конечно же, дети. Даже если их отец император, и они живут во дворце…
Ежедневно на Высочайшие завтраки и обеды подавались десерты, при готовленные на императорской кухне. Покупали дети Николая I сласти у фирм поставщиков Двора Его Императорского Величества. Так, цесаревич Алексей любил карамель кондитерской фабрики Абрикосова, шоколад и леденцы фирмы «Жорж Борман».
Сейчас в Царском доме открылась выставка «Сладкий стол в Александровском дворце». Мы имеем возможность окунуться в те далёкие дни, когда просто семья Романовых садилась за праздничный стол.
Яркая иллюстрация «сладкой темы» — накрытые столы с десертами, которые подавали к высочайшему столу в Рождество и Пасху, а в витринах инструменты кондитерского производства, ингредиенты и рецепты приготовления шоколада, прейскуранты трех ведущих кондитерских фабрик России, носивших звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Среди купечества и промышленников не было более почетного знаний чем это. Государственный герб на упаковке свидетельствовал покупателям, что данный производитель принадлежит к торгово-промышленной элите, благодаря наивысочайшему качеству производимых товаров и услуг. Это звание воспринималось как свидетельство высшей оценки за долгий и высококвалифицированный труд, служило убедительным гарантом безукоризненной профессиональной деятельности.
Все, что изготавливалось для императорской семьи, протокольного церемониала и дипломатических приемов, проходило жесточайший отбор и контроль. Фирмы, получившие звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», были самыми уважаемыми, качество их продукции не подвергалось сомнению. Среди них три крупнейшие кондитерские фабрики России: Товарищество фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем», Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей и Товарищество «Жорж Борман».
Сегодня эти компании известны как «Красный Октябрь», «Концерн Бабаевский» в Москве и «Кондитерская фабрика имени К. Самойловой» в Санкт-Петербурге. Именно они были вершителями вкусов в те времена.
Московский Музей Истории Шоколада и Какао предоставил на выставку уникальный экспонат — фонограф с шоколадными пластинками и его рекламу начала ХХ века — «№ 9. Фонограф» (из серии «Изобретательность человеческого гения»). В 1904 году в магазинах Товарищества «Эйнем» начали продавать маленький фонограф-игрушечку, который проигрывал специально созданные для него пластинки из шоколада. Их можно было несколько раз прослушать, пока не стирались дорожки, и съесть. Создали этот аппарат кондитеры немецкой фирмы «Stollwerk» совместно со знаменитым физиком Томасом Эдисоном. С помощью фонографа можно было послушать не только популярные мелодии и песни («Наступил май», «Гремит мельница», «Мазурка», «Рассвет», «Спи, детка, спи», «Ко мне прилетела птичка»), но и обучающие уроки по развитию речи и декламации.
Репертуар записей насчитывал сотню наименований. Это была диковинка и дорогое развлечение, которое на рынке не задержалось. Было выпущено всего пять тысяч аппаратов.
Но есть и особенные сочинения для сладких вечеринок. Названия говорят сами за себя: вальс Монпансье, кекс Галоп, Шоколадный вальс. И, что интересно, ноты сохранились, так что организаторы современных балов вполне могут ими воспользоваться для предания колорит.
Множество детских игр, вышивок, бумажных конструкторов, загадок, выкроек, изображений различных видов животных, птиц и насекомых предлагались вместе с шоколадом и конфетами, поддерживая постоянный интерес к сладкой продукции взрослых и детей. В кондитерскую упаковку играли, ее можно было коллекционировать. Изображая на открытках и коробках милых зверюшек, сказочных персонажей, ангелов и пухлых малышей, производители сластей взывали к самым светлым чувствам своих покупателей.
Стремительная популярность открытых писем и рекламных вкладышей совпала с распространением фотографии. На упаковках и открытках помещали семейные фотографии, декорацией к которым часто служило праздничное оформление комнаты и «сладкий стол» .
Так что «Требуйте сладкого» в Александровском дворце на выставке, посвященной сладостями.
Кстати, нам дали послушать музыку с фонографа . Звучала она очень даже неплохо.. Вы можете заказать и для себя пластинки, если у вас сохранились проигрыватель на 78 оборотов. И мы поступили, как в те далёкие времена — послушали музыку и съели пластинку. Шоколад оказался весьма вкусным. Цену я не узнавала — у меня сохранился проигрыватель лишь на 33 оборота
Фото Татьяна Бушманова