В "Царское Село" возвращаются культурные ценности.

2 сентября в 14 часов в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» состоится пресс-конференция для журналистов по случаю беспрецедентной акции - передачи московскими коллекционерами двух картин из фондов музея, включенных в «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй Мировой войны» и открытию выставки в Зубовском флигеле Екатерининского дворца «"К былым годам я памятью влеком... Императорская Россия в собрании Сергея и Татьяны Подстаницких».

Передаваемые в дар музею картины «Прусские гусары» (1840г., худ. Эльсхольц Людвиг) и «Прусские кирасиры» (1830-1840-е гг., художник Мейергейм Вильгельм Александр) зафиксированы в Инвентарных музейных описях 1938–1940 гг.. Картины были заказаны лично императором Николаем 1 для своей коллекции и находились в его кабинете, в Александровском дворце. Император уделял особое внимание художественным произведениям, фиксирующим события военной истории, стиль жизни военных на маневрах, парадах, в походах. Эти произведения не просто отражали уклад армейской жизни, но являли собой эталон, на который ориентировалось развитие отечественной батальной живописи. Картины оставались в императорской семье в течение нескольких поколений, передаваясь по наследству.

После смерти Николая 1  картина Эльсхольца «Прусские гусары» перешла к его сыну Великому Князю Михаилу Николаевичу и находилась в Александровском дворце на его жилой половине. «Маневры прусских войск» Мейергейма оказались в собрании другого сына – Александра Николаевича, будущего императора Александра II, в Екатерининском дворце. Вплоть до революции 1917 года картины не покидали пределов дворцового Царскосельского собрания, а затем вошли в состав музейной коллекции.

С осени 1941 года – с началом оккупации города Пушкина многие экспонаты оставались в зданиях дворцов, их не успели эвакуировать. Среди них оказались и произведения Эльсхольца и Мейергейма, дальнейшая судьба которых почти 70 лет оставалась неизвестной.

В коллекции Сергея и Татьяны Подстаницких эти картины оказались в период 2008-2010гг.., они были приобретены на аукционах в Германии. Оба произведения среди других предметов частной коллекции экспонировались в 2011 году в залах Государственного исторического музея в Москве. Сотрудники музея-заповедника «Царское Село» обратились к владельцам с просьбой о передаче картин в историческую коллекцию музея, что нашло понимание со стороны Сергея и Татьяны Подстаницких.

В процессе сотрудничества музея и коллекционеров было принято решение открыть выставку «”К былым годам я памятью влеком…” Императорская Россия в собрании Сергея и Татьяны Подстаницких». Организаторы выставки надеются, что она предоставит возможность посетителям музея-заповедника более полно познакомиться с работами известных художников XVIII–XIX веков, образцами редкой иконографии, великолепными миниатюрными портретами и особо ценными произведениями, происходящими из императорских и великокняжеских коллекций, среди которых и возвращаемые шедевры.

Акт торжественной передачи картин музею произойдет в рамках пресс-конференции.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Июнь 12, 2025 - 12:03

Эррол Маск в составе делегации иностранных участников «Форума будущего 2050», который проходил в Москве, 10 июня посетил Музей Победы.

 

Июнь 12, 2025 - 11:54

12 июня в 12.00 музейно-выставочный центр «Россия – Моя история» приглашает всех желающих отметить День России, приняв участие в традиционной празднично-публицистической программе «День России. Лето. Петербург».

 

Июнь 10, 2025 - 16:59

У картин удивительная судьба. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» создавались по заказу императора Павла I как единое полотно, которое вместе с изображением других царских резиденций разместили в Михайловском замке.

 

Июнь 9, 2025 - 16:43

Музей Академии художеств при поддержке Российской Академии художеств представляет межмузейный выставочный проект «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели».