В эти дни в Тель-Авиве проходит 64-й конкурс эстрадной песни «Евровидение». Кому выгодно проведение шоу ценой в несколько десятков миллионов евро, выяснили «Деньги».
Конкурс песни «Евровидение» уже более полувека остается самым популярным неспортивным телевизионным шоу на континенте. В прошлом году финал конкурса посмотрели 186 млн человек. Европейское шоу уже давно преодолело географические условности. Сегодня помимо стран-участниц за «Евровидением» следят зрители Китая, Казахстана и Новой Зеландии. А с 2015 года к участию в конкурсе была допущена Австралия. Также год назад он впервые был показан на территории США. В этом году «Евровидение» будет транслироваться еще и в Канаде.
«Евровидение» является своеобразным аналогом Олимпийских игр в поп-музыке. По сравнению с 1956 годом количество исполнителей увеличилось почти в шесть раз. Если в первые годы существования там соревновались представители лишь семи государств, то сейчас — 41. Как и в случае с Олимпиадой, песенный конкурс — это всегда стадионы с развевающимися флагами, десятки миллионов человек на разных континентах, прикованные к экранам телевизоров, высокие ставки у букмекеров и неизбежный политический подтекст. Роднят с масштабными спортивными мероприятиями «Евровидение» и огромные затраты организаторов, которые далеко не всегда окупаются. Однако в отличие от других столь же массовых международных событий обратный отсчет до проведения каждого конкурса «Евровидения» идет не на годы, а на месяцы.
Конкурс проводится под эгидой Европейского вещательного союза (European Broadcast Union, EBU) и главной телекомпании страны—хозяйки конкурса. Между членами организации действует соглашение о коллективных расходах. Минимальную сумму, необходимую для аренды оборудования для конкурса, выделяет EBU. Она складывается из комиссионных взносов стран—участниц «Евровидения», причем сумма взноса формируется пропорционально размеру национальных телевещателей. Так, по оценкам Института Адама Смита, сверх платежей BBC платит за трансляцию шоу ежегодно от €4,5 млн до €7 млн.
Половину всех ежегодных затрат на «Евровидение» покрывают страны—основатели конкурса — Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия, именуемые «большой пятеркой». Стоимость «входного билета» каждого сооснователя примерно €360 тыс. Взамен их исполнители автоматически получают места в финале, минуя полуфиналы. Такая же путевка-автомат даруется принимающей стране. В этом году — Израилю.
Остальные средства на проведение шоу должна изыскать сама страна—хозяйка конкурса. Производственный бюджет израильской телекомпании Kan на «Евровидение-2019» был определен в €35 млн. Под него телевещательной корпорации был выделен кредит. Помимо этого, €12 млн гарантийного взноса в EBU были внесены Министерством финансов Израиля.
Часть расходов обычно покрывается спонсорами. «Многие бренды борются за то, чтобы быть задействованными в шоу. Например, в Стокгольме ("Евровидение-2016".— "Деньги") была установлена целая стена из приборов определенного типа, и специальный производитель привез парк оборудования для промокампании. Это все позволяет сократить накладные расходы на производство»,— вспоминает исполнительный продюсер концертной компании Sechenov.com Евгений Тимащук.
На конкурсе 2019 года заявлено выступление Мадонны, его оплатил израильский миллиардер Сильван Адамс, и обошлось ему это в $1 млн.
Величина сметы по мере развития технологий и изменения стандартов проведения «Евровидения» с каждым годом увеличивается. Во многом сказался и тот факт, что до 2004 года весь конкурс успевали показать за один день. Позднее — стали делить на две части, а с 2008 года — на три: два полуфинала и The Grand Final. Полуфиналы, по мнению EBU, частично решили проблему «соседского голосования», когда зрители голосуют не за песню и исполнителя, а за страну, с которой они исторически ощущают наиболее сильную связь. Но также они повысили ценник на сам конкурс.
Так, в 2001 году Дания принимала конкурс на один день на футбольном стадионе вместимостью 36 тыс. человек. В 2014 году отделаться малой кровью Копенгагену уже не удалось. «Евровидение» представляло собой трехдневную феерию, которая принесла стране убыток в размере $3,7 млн, причем 90% перерасходов пришлось на реконструкцию бывшего судостроительного комплекса B&W Hallerne, в котором проводился конкурс. Кроме того, для проведения финала местная продюсерская компания одолжила у датского телевидения порядка $26 тыс. Компенсировать затраты за счет притока туристов стране не удалось. Гости принесли Дании только $17 млн.
Случай не единичен, а скорее закономерен. К примеру, Норвегия потратила $37 млн на «Евровидение» в 2010 году, вынудив своего общественного вещателя продать права на трансляцию чемпионата мира по футболу в Южной Африке конкуренту, чтобы хоть как-то сбалансировать статьи расходов.
Азербайджану «Евровидение» обошлось в рекордные за всю историю проведения конкурса $180 млн. По данным СМИ, с учетом косвенных расходов, в числе которых — благоустройство площади Флага в Баку вокруг специально построенного концертного зала Baku Crystal Hall, строительство дороги, соединяющей комплекс с центром столицы, фирменные такси и всевозможные проекты по облагораживанию города,— финальная сумма может составлять $797 млн. Значительная часть средств была позаимствована из резервного фонда Азербайджана, фонда повышения зарплат и пенсий, а также из сумм, отложенных на ремонт систем водоснабжения и канализации в нескольких районах страны.
А вот шведскому городу Мальмё, потратившему в 2013 году на «Евровидение» не более €16,7 млн, удалось даже заработать в несколько раз больше, чем потратить. Мальмё посетило около 32 тыс. человек, обороты туристического бизнеса выросли за это время на €21 млн, однако это скорее исключение из правил.
Высокие затраты на «Евровидение» и отсутствие необходимой инфраструктуры нередко заставляли страны-победители даже отказываться проводить у себя конкурс. Так, например, поступили Монако и Люксембург. Великобритания трижды приходила на помощь странам, которые не смогли принять «Евровидение» на своей территории.
Финансовые проблемы могут воспрепятствовать и просто участию в музыкальном соревновании. В этом году по причине нехватки бюджета конкурс пропустит Болгария. Бывали случаи, когда от участия в «Евровидении» отстранял и сам EBU. В 2016 году он дисквалифицировал Румынию из-за долга национального телеканала Televiziunea Romana в €14,5 млн, который страна не могла погасить в течение десяти лет.
По подсчетам аналитиков, отборочные туры, «производство» песни, спецэффекты, транспортировка оборудования, оплата транспорта, проживания артистов и сопровождающих и прочие организационные расходы страны—участницы конкурса сейчас сопоставимы с ежегодным взносом «большой пятерки».
Например, по сообщениям СМИ, прошлогоднее выступление Юлии Самойловой стоило «Первому каналу» около €204 тыс. В эту сумму вошли обязательный взнос участников на «Евровидении», стоимость проживания и билетов бизнес-класса в Лиссабон для 20 человек, среди которых танцоры, бэк-вокалисты, фотографы и стилисты. Сумма якобы включает в себя затраты на постановочную часть номера Самойловой, зарплаты членов делегации и пошив дизайнерского «платья-горы» от официального экипировщика российских олимпийцев Анастасии Задориной. Полная подготовка номера и поездка украинского певца Melovin на «Евровидение-2018» обошлась телеканалу СТБ, взявшему на себя полное финансирование этого участника, в €76 тыс. При этом в целях экономии средств от поездки на конкурс вынужден был отказаться даже продюсер музыканта. По оценкам генерального продюсера «Русской Медиа Группы» Сергея Балдина, «стоимость номера может достигать $1 млн, а гонорар режиссера превышать €100 тыс.». В случае победы затраты участников, как правило, окупаются за счет более высоких гонораров, возможности заявить о себе за пределами своей страны, востребованности среди рекламодателей и проч. Например, победительница «Евровидения-2016» украинская исполнительница Джамала даже за свое выступление на следующем конкурсе в Киеве, судя по открытым источникам, получила €34 тыс.
Отказы от конкурса бывают продиктованы и политическими мотивами. Например, Армения отказалась в 2012 году посылать своих музыкантов в Баку из-за натянутых отношений с Азербайджаном, а представители Марокко долгое время не показывались на конкурсе из-за конфликтов с Израилем. В 2017 году Украина, принимавшая «Евровидение», запретила въезд в страну российской певице Юлии Самойловой по причине посещения ею Крыма. Сама же Украина в конце февраля отказалась от участия в «Евровидении-2019», не сумев договориться об условиях поездки с победителями своего отборочного конкурса.
В преддверии «Евровидения-2019» 140 деятелей культуры и знаменитостей, среди которых основатель рок-группы Piana Floyd Роджер Уотерс, британский композитор Брайан Ино и датский режиссер Нильс Вест, призывали бойкотировать «Евровидение-2019», обвиняя Израиль в нарушении прав человека в Палестине.
«Италия довольно долгое время не принимала участие в конкурсе, считая его необъективным»,— напоминает Сергей Балдин. По его мнению, политика и скандалы играют на руку «Евровидению». «Если бы все было гладко, такого интереса к конкурсу не было бы»,— отмечает эксперт.
Фото: Reuters
«Евровидение» далеко не всегда хвалят за качество музыки, но оно, безусловно, привлекает гигантскую телевизионную аудиторию и отводит много рекламного времени для продвижения принимающей страны во время трансляции. Так, в преддверии «Евровидения-2018» Институт туризма Португалии (Turismo de Portugal) подготовил рекламную кампанию, ориентированную на рынки Испании, Франции, Германии, Соединенного Королевства и США. Организация сняла 43 фильма по всей стране. Каждый одноминутный ролик был сделан специально с упором на ту область Португалии, которая наиболее интересна стране, которой ее представляли. Например, выступление британского артиста предваряло видео об Азорских островах, перед «выходом» музыканта из Германии рассказывалось о Мадейре. Общая стоимость проекта составила €200 тыс.
Затраты оправдались. Согласно отчету, опубликованному международным сервисом по поиску авиабилетов и бронированию отелей eDreams, Лиссабон посетило на 37% больше туристов, чем в 2017 году за тот же период времени. По притоку иностранных гостей столица Португалии опередила принимавший годом ранее «Евровидение» Киев. Тогда в нем число посетителей выросло на 20%. Количество перелетов в Лиссабон с 7 по 13 мая прошлого года увеличилось от 10% до нескольких десятков и сотен процентов в зависимости от конкретной страны. Наибольший рост числа туристов был зафиксирован из Скандинавии: плюс 157% из Швеции и плюс 298% из Финляндии. Онлайн-сервис бронирования квартир Airbnb за тот же период зафиксировал рост заказов на 83% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. «"Евровидение" уже давно вышло за рамки просто музыкального конкурса и превратилось в масштабный фестиваль, который длится две недели. Недаром даты мероприятия подгаданы под открытие туристического сезона в большинстве европейских стран»,— подчеркивает музыкальный продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн» Александр Кушнир.
В мае 2019 года Тель-Авив готовился принять около 18 тыс. туристов, которые должны прибыть специально на музыкальный конкурс. Местные отели загодя начали поднимать цены на проживание. В среднем шесть ночей на двоих туристам обходится в $5,5 тыс., что на порядок дороже расценок в остальных городах страны.
В страну—хозяйку мероприятия приезжают не только поклонники музыки, но и работники средств массовой информации.
На конкурс в Тель-Авив зарегистрировались 1,5 тыс. журналистов, что превысило количество представителей прессы, сопровождавших Барака Обаму во время его визита в Израиль в 2013 году и папу римского, который приехал в страну через год. Правительство страны разработало программу для СМИ под названием «Израиль за пределами конфликта», а Тель-Авив заложил в городской бюджет свободный вход в музеи и другие бесплатные развлечения для иностранных гостей.
Важнейший же источник заработка организаторов конкурса — продажа билетов и рекламы во время прямой трансляции шоу. «Говоря о "Евровидении" стоит рассматривать не одно шоу, а шесть: два полуфинала и репетиции к ним, а также генеральный прогон финала и сам финал. На одном шоу невозможно поднять такой доход, на который целятся организаторы конкурса»,— отмечает Сергей Балдин.
Стоимость билетов на финал «Евровидения-2019» варьируется от €280 до €490, а на репетиции и полуфиналы составляет около €73. Цены на билеты в этой категории были снижены, так как вначале поклонники музыкального конкурса раскритиковали организаторов за дороговизну.
Высокая стоимость обусловлена вместимостью зала Expo Tel Aviv: он рассчитан на 7,3 тыс. человек, из которых 3 тыс. зарезервированы для EBU, делегаций и других официальных лиц и только 4,3 тыс. мест отданы широкой публике.
Однако если билеты купить не удалось, по мнению экспертов, переживать не стоит. «"Евровидение" заточено на показ по телевизору. Все номера смотрятся намного выгоднее на экране, чем вживую. Это достигается за счет того, что на репетициях посекундно рассчитывается каждое движение артистов, каждый план и ракурс операторы тщательно выверяют с ними и согласуют, чтобы в финале вести съемку в полуавтоматическом режиме. Таким образом, если конкурсант самопроизвольно сдвигается вправо или влево во время прямого эфира, он может выпасть из нескольких планов. На "Евровидении" нет места экспромтам. Они могут стоить очень и очень дорого»,— пояснил Евгений Тимащук.
«Мольер говорил, что гениальное никогда не будет популярным. Слишком жесткие правила, исходящие от формата телевещания. Шаг вправо, шаг влево. Расстрел. Эксперты сами прокляли конкурс еще в 1974-м, а критиков вспоминают два раза в год: когда умер какой-нибудь музыкант или во время "Евровидения". Второй ABBA больше не будет. "Евровидение" — это шоу, причем дорогостоящее. А за качественной музыкой стоит ехать на международные музыкальные фестивали типа "Гластонбери". "Евровидение" все-таки немного про другое»,— считает Александр Кушнир.
С ним согласен продюсер Сергей Смолин. По его мнению, «Евровидение» — хороший телепродукт в плане как цифр, так и спроса со стороны рекламодателей.
Как правило, данные о стоимости рекламы во время трансляций конкурса не раскрываются, однако национальный вещатель Ирландии RTE в 2015 году заявил, что 30-секундное рекламное место в двух полуфиналах и финале, а также во время их документального фильма «60 лет "Евровидения"» стоили €25 тыс. Высокая цена объяснялась тем, что финал позволял провести только две рекламные паузы длительностью всего 90 секунд.
Прямое размещение рекламы вызывает больший интерес. Так, по оценке агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций Arena, в 2015 году совокупные затраты всех рекламодателей в России, которые вложились в этот вид продвижения в рамках «Евровидения», составили более €700 тыс.
При этом само «Евровидение-2009», проходившее в Москве, установило своеобразный антирекорд — по почти полному отсутствию рекламы во время трансляции финала. «Видео Интернешнл» продавало рекламу примерно на 25% выше стандартных расценок на прайм-тайм «Первого канала». Желающих заплатить такую цену за еврозрителей нашлось немного — то есть практически никого. Помимо роликов спонсоров — Райффайзенбанка, «Ростелекома» и Mary Kay — во время финала можно было увидеть только рекламу шедших на тот момент в кинотеатрах фильмов «Ночь в музее-2» и «Ледниковый период: эра динозавров».
Еще одна сторона, зарабатывающая на «Евровидении»,— это мобильные операторы, которые всегда приветствуют голосование посредством сотовых телефонов. В 2018 году стоимость СМС или звонка составляла в Испании €1,09, в Исландии — €1,04, в Португалии — €0,74, во Франции — €0,75 за СМС и €0,99 за звонок. Голосовать с одного телефона можно несколько раз.
Есть шанс подзаработать и у зрителей. Букмекерские конторы ежегодно включают «Евровидение» в свои котировки и уже за два месяца вплоть до самого старта конкурса принимают ставки. Пока же остается ждать, сможет ли Сергей Лазарев со второй попытки принести России первое место в конкурсе. По мнению экспертов, по качеству исполнения у артиста есть все шансы пробиться в лидеры. «Лазарев — это, по сути, система популярной музыки, которая работает как часы, отвечая всем параметрам конкурса: голос, танцевальный компонент, солидные спецэффекты и проч. Вопрос лишь в том, сможет ли жюри и публика сконцентрироваться на качестве исполнения или же в очередной раз будет руководствоваться геополитическим и этническим подходом»,— считает Александр Кушнир.
Мария Разумова
Фото: Reuters