Госдума 1 ноября рассмотрит во втором чтении законопроект, содержащий поправки в закон о туристской деятельности. По мнению экспертов, одна из поправок, в случае принятия, приведет к сокращению числа турфирм и значительному подорожанию туров. В результате за рубеж смогут выезжать еще меньше россиян. Напомним, что необходимость в изменении ряда положений закона о туризме появилась год назад, после краха одного из крупнейших туроператоров - «Капитал-тура». Большинство поправок в законопроекте были предложены профессиональным сообществом и призваны улучшить регулирование туристского рынка и, как следствие, повысить защищенность туристов. Идея была поддержана властями. Законопроект был внесен в Госдуму в декабре и… забыт на полгода. Обращения руководителей общественных отраслевых организаций с просьбой ускорить его рассмотрение оставались без внимания. И вот минувшим летом совершенно неожиданно, без обсуждения с туристической общественностью, в законопроект была внесена еще одна поправка, после чего дело не просто сдвинулось с мертвой точки, а стало стремительно развиваться. 13 октября поправки были одобрены Комитетом по экономической политике и предпринимательству Госдумы. При этом, как сказал журналистам вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин, законопроект практически не изменился с момента внесения, что говорит о том, что с ним не работали. «Такой подход к отраслевому закону не отвечает потребностям рынка и не защищает потребителя», - уверен Ю. Барзыкин. «Новая» поправка предусматривает механизм регулирования агентского рынка: турагентства смогут работать только от имени и по поручению туроператора. Напомним, что действующий сейчас закон о туризме допускает несколько форм взаимодействия между туроператором и турагентством. Большинство агентств работает от своего имени. Между тем, после отмены лицензирования турагентства «выпали» из сферы отраслевого законодательства. Как следствие, на рынке появилось много непрофессиональных и недобросовестных агентств, от которых страдают как потребители, так и туроператоры. Участники рынка согласны с тем, что турагентский рынок необходимо приводить в порядок, и предлагали свои варианты регулирования, например, страхование турагентской деятельности и ведение реестра турагентств. Но они не были приняты во внимание. Надо сказать, что идея работы турагентств только от имени туроператора неоднократно озвучивалась туристскими властями. Но эксперты не раз говорили о том, что такая схема разрушит рынок, а потребителей не защитит. По мнению экспертов, в случае принятия законопроекта есть несколько вариантов развития событий. В первую очередь, обязанность агентств работать только от имени туроператора приведет к монополизации туроператорского и турагентского рынка и станет убийственной для средних и небольших турфирм. Когда за все будет отвечать туроператор, он, чтобы обезопасить себя, потребует с турагентств депозит – несколько тысяч долларов. Понятно, что агентство сможет предоставить депозит одному-двум, в лучшем случае - нескольким туроператорам. Скорее всего, выбор падет на крупные компании. И если сейчас турагентство может выбирать лучший вариант для своих клиентов, то в будущем выбора не будет. Остальным туроператорам придется работать без депозитов, и, поскольку они будут отвечать за все «проколы» агентств, быстро разорятся. Большинство же агентств свободными деньгами не располагает, и, значит, им придется уйти либо с рынка, либо из зоны отраслевого регулирования: варианты договоров для этого есть. В любом случае, для россиян такое развитие событий приведет к повышению стоимости туров, сокращению ассортимента и меньшей защищенности. «Нам непонятно, кто и когда принимает подобные решения, - сказал вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) Владимир Канторович. – Поправку внес депутат Головнев, но кто ему сказал, что это единственный способ регулирования рынка? Мы предлагали и другие способы. Непонятно, почему вдруг наши отраслевые правила устанавливают не профессионалы».