Агентства, работавшие с "Капитал Туром", потеряли от 30 тыс. до 5 млн руб. каждое. Больше других пострадали франчайзинговые агентства туроператора, работавшие под его вывеской: их потери составили 1,5-3 млн руб. Каждое агентство ищет свой путь решения проблем с туристами, которые обратились к ним с претензиями. Большинство агентств, потерявших до 100 тыс. руб., своих клиентов отправили на отдых за свой счет, но уже через других туроператоров. "Нам повезло, - рассказал "Интерфакс-Туризму" директор владимирского агентства "Соло" Сергей Солодухин. – У нас "завис" всего один тур "Капитала" на предновогодние даты стоимостью 50 тыс. руб. Этого клиента мы отправили за свой счет". В более сложной ситуации оказались франчайзинговые агентства "Капитал Тура". У них десятки клиентов, купивших туры этого оператора. Тем более что среди франчайзинговых турагентств много новичков, работавших с весны. "Капитал Тур" они выбрали в партнеры, как крупного и надежного оператора. Понятно, что доходы этих компаний не таковы, чтобы покрывать подобные расходы. Вопреки прогнозам экспертов, утверждавших, что агентства для сохранения имиджа и постоянной клиентуры будут решать проблемы с клиентами даже за свой счет, если это будет грозить им банкротством, они ждут, когда выплату компенсаций начнет страховщик. "Лишней" пары миллионов рублей у этих агентств просто нет. "Если бы у нас были деньги, мы бы сами рассчитались со всеми клиентами, но компенсировать потери 25 клиентам за новогодние туры мы не можем", - сказал порталу Александр Жакин, генеральный директор агентства TUI, до недавнего времени бывшего франчайзинговым агентством "Капитала". Поэтому компания использует все варианты для разрешения сложной ситуации: кого-то отправляет за свой счет, кто-то будет подавать претензии страховщику. "Со всеми работает наш юрист, и мы делаем все, чтобы восстановить добрые отношения с клиентами", - сказал собеседник. В московском агентстве "Капитал Тур Аннино" придерживаются твердой позиции по поводу выплат клиентам: взаимоотношения с клиентами должны строиться на основании закона, который гласит, что выплаты должен осуществлять страховщик. Впрочем, в агентствах говорят, что есть клиенты, которые настолько настойчиво требуют деньги, что они просто вынуждены отдавать их. "Некоторые клиенты применяют методы лихих 90-х для получения своих денег",- пояснили порталу в одном из агентств. Любопытно, что все турагентства утверждают до сих пор, что явных сигналов, предвещавших "падение" "Капитала" не было. По их словам, ценовая политика туроператора была абсолютно адекватной: цены были даже выше, чем у других турфирм, а спецпредложения, как и положено, появлялись только накануне вылетов. При этом, агентская комиссия была стандартной: 10, 12 и 14%, услуги туристам предоставлялись в полном объеме. Случаев незаселения в отели до того, как вскрылись проблемы компании, у "Капитала", в отличие от многих его коллег по цеху, тоже практически не было. Что касается слухов о сложной финансовой ситуации оператора, то они до агентств, конечно, доходили. "Но такие же слухи ходят и о других крупных туристических компаниях. Если всем им верить, то ничем, тем более туризмом, заниматься не надо и лучше вообще из дома не выходить", - заметил С.Солодухин. С учетом зыбкого финансового положения еще нескольких крупных операторов и для того, чтобы подобная ситуация не повторилась впредь, в агентстве "Капитал тур Аннино" предложили внести в закон о туристской деятельности поправку, которая сделала бы финансовую отчетность туроператоров открытой. Тогда бы агентства могли бы анализировать финансовое состояние операторских компаний и не сотрудничать с теми, кто работает по принципу "пирамиды". В свою очередь, и турагентства так же сделали бы свою отчетность открытой. Сейчас же реальное положение дел туроператора более-менее очевидно лишь его коллегам по цеху, туроператорам, которые общаются и с авиакомпаниями, и с отелями. Агентства вынуждены "вылавливать" информацию о реальном положении дел оператора. "Мы, например, не можем сказать, что в ком-то из туроператоров уверены на все 100%, поэтому постоянно мониторим прессу, слухи, советуемся с другими агентствами. Но назвать такие сведения объективной информацией все равно нельзя, финансовое состояние операторов, особенно крупных, должно быть прозрачным", - сказали "Интерфакс-Туризму" в одном из московских агентств. Однако независимо от того пути, какой выбирают турагентства, в том числе, франчайзинговые для решения проблем с туристами, пострадавшими от "Капитал Тура", перспективы для многих из них не слишком радужны. На рынке полагают, что если турагентства не вернут деньги до летнего сезона, многие из них летом работать уже не смогут. А в том, что туристы и агентства еще долго не увидят денег "Капитала", можно не сомневаться. 31 декабря прошлого года Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление ООО "Капитал Тур" о собственном банкротстве. Во вторник Арбитражный суд Москвы назначил первые заседания по делу о банкротстве "Капитал Тура": по ООО "Капитал Тур" оно назначено на 14 февраля, а по банкротству ООО "Компания "Капитал Тур" – на 15 марта. Банкротство – процедура не только неприятная, но еще и довольно длительная. По словам юристов, рассчитывать на получение каких-либо компенсаций пострадавшие от этого туроператора смогут не раньше, чем через год. Но и этот срок – приблизительный. Суды завалены работой, так что решение по делу "Капитал Тура" может сильно затянуться.