Туроператоры ищут подходы к молодежной аудитории Интернет в последнее время становится для турфирм наиболее эффективной, а главное, перспективной площадкой для продвижения своих услуг. Наряду с уже традиционными сайтами, все большее значение приобретает массовое "хождение" туроператоров в социальные сети. Не удивительно, многие из нас уже давно не мыслят своей жизни вне этого виртуального пространства. Одновременно выросло целое поколение молодых людей, которое уже можно назвать "цифровым". Они начали пользоваться мобильными телефонами с 13-14 лет, у них есть странички на Facebook и "ВКонтакте", они ведут собственные блоги и общаются в чатах. Популярность и массовость социальных сетей продолжает неуклонно расти, особенно в России, где Интернет только осваивает новые регионы. С другой стороны, на Западе, который Россия стремительно догоняет, в 2009 году уже 73% молодых людей утверждали, что пользуются социальными сетями, причем большая часть времени уходит на развлечения, просмотр видео, онлайн-игры и прослушивание музыки. И хотя подростки, в отличие от людей старше 25 лет, пока не являются основной аудиторией онлайн-магазинов в связи с ограниченной покупательской способностью и отсутствием доступа к различным способам оплаты, уже сейчас стоит присмотреться к их предпочтениям. В своем недавнем исследовании "Цифровое поколение и будущее туризма" компания Amadeus, один из крупнейших поставщиков IT-решений для туристической индустрии, попыталась выяснить, каким именно образом трэвел-агентства могут завоевать предпочтения современной молодежи и научиться разговаривать с ней на одном языке. Авторы исследования пришли к выводу, что "цифровое поколение" диктует новые правила продаж, выдвигая на первый план принципы оперативного, свободного и бесплатного доступа к информации. Молодые люди отдают предпочтение мнению своих друзей и знакомых в онлайн, а не традиционным средствам массовой коммуникации. В исследовании говорится, что особого внимания заслуживают веб-сайты: необходимо технически обеспечить площадку для самостоятельного общения клиентов, передачи данных и обсуждения с участием наиболее популярных блогеров, а сами веб-сайты трэвел-агентств стоит максимально интегрировать в социальные сети с возможностью быстрой передачи в них информации. Как сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор "Туринфо группа РФР" Игорь Голубев, большинство российских туроператоров хорошо осознают необходимость присутствия в он-лайне. "На сегодняшний день присутствие и работа с социальными сетями являются для нашей компании наиболее перспективной, - сказал он. – Процент пользователей сетей постоянно растет, значит, увеличивается и площадка для продвижения продуктов и услуг. Для нас это особенно актуально, так как для школьников, студентов и молодежи до 35 лет мы предлагаем специальные льготные тарифы на авиабилеты, а также возможность их забронировать и оплатить онлайн из любой страны мира". "Год назад, во время создания группы "ВКонтакте", мы поставили перед собой следующую цель – создать сообщество единомышленников, клуб путешественников, – рассказал порталу генеральный директор STAR Travel Борис Самарянов. – Сейчас наша группа – одна из самых больших в "ВКонтакте" среди групп по трэвел-тематике с более чем 70 тыс. участниками". Б.Самарянов подчеркивает, что группа ориентирована не столько на размещение спецпредложений, сколько на поддержку живого общения между участниками, получение обратной связи и обсуждение актуальных вопросов. "Мы ежедневно ведем личную переписку более чем с 20-30 студентами, у нас более 600 тем обсуждений и более 2 тыс. сообщений на стене, при том, что группа активно модерируется, огромное количество повторяющихся или не относящихся к теме сообщений удаляется", - сказал он "Интерфакс-Туризму". Авторы исследования Amadeus полагают, что простого предложения услуг, отвечающих определенным требованиям и стандартам, в социальных сетях недостаточно. "Трэвел-агентствам лучше выступать в качестве консультанта, активно предлагающего пользователям максимально персонифицированные рекомендации и советы", - полагают они. "Кроме того, необходимо облегчить доступ клиента к информации об услугах агента через все доступные средства связи – SMS, Twitter, телефон и различные приложения для смартфонов – и быть там, где это удобно клиенту, по крайней мере, на наиболее популярных социальных площадках", - говорится в исследовании. Б.Самарянов также считает бесперспективным рассматривать социальные сети только как возможность для размещения спецпредложений или получения заказов под эти цены. Многие эксперты также полагают, что собственное продвижение в сетях надо вести тонко и серьезно, не превращая их в "торговые площадки". Однако И.Голубев, например, не видит помех для коммерции в сетях. "Конечно, основное преимущество социальных сетей в том, что они позволяют нам очень быстро распространять информацию. В туризме это особенно важно. Но, например, размещение информации о горящих турах дает возможность молодым людям не только насладиться полноценным отдыхом, но и значительно сэкономить на поездке", - сказал он "Интерфакс-Туризму".