Саморегулируемая организация «Кузбасское некоммерческое партнёрство туристской индустрии» составила рейтинг турагентств региона, в основу которого положена предложенная объединением добровольная система классификации агентств. На сегодняшний день процедуру оценки прошли 27 турфирм из Кемерово, Новокузнецка, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска, Междуреченска и Таштагола. По замыслу отраслевого объединения, рейтинг должен стать для туристов своего рода индикатором при выборе надёжного турагентства с качественным обслуживанием и квалифицированным персоналом.
Критериями оценки турагентств заявлены такие показатели, как экономическая стабильность, финансовая защита от банкротства, легальная деятельность на территории области, стаж работы на туристском рынке, репутация, наличие собственного бренда, прохождение добровольной сертификации. Турагентство должно иметь прямые договоры с туроператорами, использовать в работе кассовый аппарат или бланки строгой отчетности «Турпутёвка», выполнять соглашение об ограничении необоснованно высоких скидок на продажу турпродукта. Кроме того, сведения об агентстве должны быть внесены в Реестр турагентов, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области. Организаторы приветствуют соискателей, которые входят в профессиональные объединения, имеют финансовые гарантии (страхование ответственности и участие в формировании компенсационного фонда), работают на рынке туруслуг более пяти лет и имеют зарегистрированный товарный знак и (или) прошли добровольную сертификацию на соответствие выполнению ГОСТов туристской деятельности. Для оценки работы того или иного агентства было принято решение использовать привычную многим «звёздную» систему.
«Для облегчения жизни потребителям рейтинги составляют во многих отраслях. Например, на сайтах Комитетов ЖКХ приводятся рейтинги управляющих компаний, а учебные заведения «выстраиваются» в рейтинг по результатам ЕГЭ», - объясняют в организации. По словам Ирины Лисиной, генерального директора КузбассТурИндустрии, в нововведении для турбизнеса Кемеровской области нет никакого ноу-хау. «Когда классификация ещё только обсуждалась, многие агенты говорили, что для них это будет не по силам. На подобные реплики я отвечала вопросом: «Что неподъёмного?» Затрат – никаких, многие из требований классификации – это требования отраслевого законодательства, которые априори должны соблюдаться, – утверждает Ирина Лисина. – Чтобы получить «звезду», агенты ни за что не платят организаторам. Мы выдаём достойно оформленные сертификаты участникам рейтинга, на которые были потрачены определённые средства. И эти средства из нашего фонда – это членские взносы. Ежемесячно члены партнёрства вносят игрушечные взносы в размере одной тысячи рублей».
По мнению эксперта, дальнейшая эффективность рейтинга звёздности турагентств будет зависеть от продвижения и пиара классификации среди туристов. «Мы делаем ставку именно на это. Наша цель заключается в том, чтобы турист пошёл в агентства, которые вошли в рейтинг, и был защищён на все 120%, - утверждает Ирина Лисина. – На мой взгляд, уровень классификации показал, насколько серьёзно будет защищён потребитель от тенденций, происходящих сегодня на российском рынке туруслуг. Если мы доведём эти мысли до адресата, то люди пойдут туда, где «звёзды». А это уже вопрос жизнеспособности и конкурентоспособности компании в условиях кризиса».
По славам Натальи Гацук, исполнительного директора турагентства «Атлантик-тур», получившего сертификат категории «четыре звезды», на сегодняшний день у туристов Кузбасса есть выбор, какому агентству отдать предпочтение и чувствовать себя спокойно, не переживая за оплаченный тур. «Уже наличие сертификата качества, подтверждающего «звёзды», говорит о стандартах качества фирмы и компетентных сотрудниках, работающих с туристами, - считает Наталья Гацук. – Рейтинг – несомненный плюс в конкурентоспособности и выживаемости тех агентств, которые состоят в нём».