Инициативная группа руководителей турагентств «Сети ТБГ. Туристические бренды» составила список предложений, которые, на их взгляд, должны быть учтены при доработке отраслевого законодательства. Конечных целей три – обеспечение безопасности туристов, создание понятных правил игры на туристическом рынке, улучшение имиджа туротрасли и турагентств в частности. В открытом письме в общей сложности 20 тезисов-предложений. В числе первых – страхование каждого тура, привязка фингарантий туроператоров к их оборотам, упорядочивание договоров ТО – ТА и ТА – клиент. Попутно досталось журналистам: «В погоне за жареными фактами искажают фактические ситуации до неузнаваемости…» – и чиновникам Роспотребнадзора: «Проявляют полную некомпетентность в вопросах туризма, своими заявлениями и действиями подрывая и без того хрупкий и нестабильный рынок».
Публикацией участники группы не ограничились. Свои предложения они обсудили 14 февраля на встрече с руководителем Москомтуризма Сергеем Шпилько, который продолжает оставаться президентом РСТ. Общее впечатление от разговора такое: идеи у представителей бизнеса здравые, нужные, своевременные, но времени и сил для их внедрения катастрофически мало. Чтобы пробить бюрократический барьер и по-умному доработать законодательство, необходимо еще больше инициатив, причем на общефедеральном уровне. Туристические компании в городах России должны осознать свою ответственность за происходящие перемены и упорно гнуть нужную линию: через профессиональные объединения, ассоциации обращаться с предложениями в местные органы власти, обладающие правом законодательной инициативы. «Сергей Павлович сказал, что вес его мнения – это лишь вес личной позиции. Он считает, что не только РСТ, но каждый участник рынка должен высказать свою позицию, довести ее до всех возможных инстанций. Особенно это касается турагентов, мнение которых властям почти не известно», – говорит гендиректор компании «Элита» Оксана Тизяева, участница встречи с г-ном Шпилько.
Если этого не сделать, если спустить все на тормозах, то… ничего не изменится. На уровне правительства разрозненные вскрики из турбизнеса так и не услышат. А в Думе ограничатся быстрыми косметическими мерами, которые, может, и снимут симптомы проблем, но причины их появления не устранят.
Представители инициативной группы, впрочем, заявляют, что готовы бороться за свои права и идеи. «По нынешним правилам играть невозможно. Мы, турагенты, должны собраться и сказать свое слово громко, как это люди сделали на Болотной площади. Существуют консерватизм, лень и лобби – препоны к поправкам, которых ждет рынок. Но если молчать, у рынка нет шансов, речь идет уже о целесообразности туристического бизнеса, о его выживании», – не сдерживает эмоций г-жа Тизяева. Причем, не исключает другая участница встречи, гендиректор ATW-Prestige Елена Горошкова, письма будут направлены и действующему президенту России, и кандидатам на этот пост. «Это нужно делать не только агентствам ТБГ, но и другим розничным ассоциациям. И приятно, что Сергей Павлович нас понимает, поддерживает в этом начинании», – говорит она.