Проблема «Ланты-тур вояж» продемонстрировала нарастание кризисной ситуации во всей отрасли. С одной стороны, увеличивается число туристических поездок, повышаются потоки на каждом направлении и у большинства туроператоров, с другой – из-за демпинга катастрофически снижается маржа турфирм, делая их бизнес все менее устойчивым. Навстречу операторской волне демпинга идет не менее опасная – со стороны агентств. Рассчитывать на то, «рынок все решит», не приходится – нужно принимать меры. Этой теме был посвящен круглый стол с участием турагентств, организованный туроператором «Интурист». По словам генерального директора компании Виктора Тополкараева, за месяц, прошедший после заявления «Ланты-тур» о приостановке деятельности, туроператоры обозначили свою позицию, представив немало поправок в действующий закон. «Наша позиция более или менее ясна, а вот позиции турагентств, кроме заявленной сетью ТБГ, нет. Хотелось бы понять, как видят ситуацию наши партнеры», – сказал он.
Директор розничной сети «Интурист Магазин Путеществий» Сергей Толчин уверен, что агентства не должны участвовать в ценообразовании, так как скидки, которые они раздают туристам за счет своей комиссии, разрушают рынок. В свою очередь, агентства считают, что по-настоящему подрывают розничный рынок мелкие фирмы, которые работают в черную. По словам директора московского агентства ST-Club Олега Виноградова, заняться туризмом сейчас может любой, поэтому необходимо повышать порог вхождения на рынок. «Если при открытии турагентского бизнеса надо будет платить 50-100 тыс. евро, люди задумаются, и хорошо. Зачем нужно агентство, у которого нет никакого капитала? Одновременно нужно вести официальный реестр агентств по типу операторского – и однодневки исчезнут, как страшный сон», – сказал г-н Виноградов.
Порог вхождения на розничный рынок можно повысить, благодаря введению депозита или обязательного страхования турагентств. Это позволит отсеять 30-50% от общего количества турагентов в стране. А вот стремление Минспорттуризма обязать турагентств работать от имени и по поручению туроператоров в целях очищения рынка участники круглого стола сочли излишне жестким решением, которое вряд ли поможет рынку и точно не защитит туриста.
«Я против такой меры, потому что она меняет вектор отрасли: агентство, прежде всего, работает с клиентом, туристом, а не с туроператором, а эта поправка вводит диктат оператора. В дальнейшем такое положение кто-то начнет использовать в конкурентных целях. Кроме того, введение этой меры погрузит отрасль в хаос, потому что невозможно быстро перезаключить договоры с тысячами агентств. Поправка «от имени и по поручению» – это не желание отрегулировать рынок, а попытка найти того, на кого можно возложить ответственность. Получается, что мы должны волевым усилием «отсечь» как минимум 30% агентств», – пояснил Виктор Тополкараев. Кроме того, он уверен, что те агентства, которые окажутся вне внимания туроператоров, уйдут в теневой бизнес. «Если им не дают возможности работать от имени и по поручению операторов, они могут начать работать от «имени и по поручению» туриста – вполне в соответствии с нашим законодательством», – заметил он.
Для упорядочивания работы российской розницы в туризме подойдет опыт европейского бизнеса, частью которого стала недавно и НТК «Интурист», создав совместное предприятие с одним из старейших западных операторов Thomas Cook. Как сказал генеральный директор совместного предприятия Томас Хон, в разных странах Европы правила организации туристической розницы различаются, но нигде турагентство не может начать работу без лицензии, которая переоформляется каждый год. Для ее получения необходимо собрать приличный пакет документов, в том числе, оформить страховку. А туроператоры имеют право работать только с теми агентами, у которых есть лицензия.
Томас Хон также заметил, что рад присутствовать на таком обсуждении практических вопросов. «Нам нужно понимать реальные потребности агентств, чтобы правильно выстраивать с ними взаимодействие и лоббировать интересы отрасли. Положение действительно непростое. В Европе у операторов и агентств также бывают хорошие и плохие сезоны, но никто из них не смог бы себе позволить работать несколько лет в убыток – как российские компании. Несмотря на слухи о финансовых проблемах Thomas Cook, его положение устойчиво, потому что мы работаем на 12 рынках, и провалы на одном из них компенсируются доходностью другого. Например, в этом году Франция снизила обороты из-за революций в Египте, Марокко, Тунисе, зато «выстрелила» Скандинавия, показавшая колоссальный прирост туристов», – сказал он. Томас Хон также заметил, что в Россию компания пришла всерьез и надолго, это – стратегическое решение, а со стратегических рынков «Thomas Cook не уходит».
По итогам круглого стола руководство «Интуриста» предложило турагентствам до конца этой недели оформить свои замечания и рекомендации по совершенствованию законодательства. В «Интуристе» их обобщат и в среду, 29 февраля, направят в Госдуму. Поправки в закон о туризме планируется рассмотреть во втором чтении в Думе 23 марта.