Перед турагентствами, сотрудничавшими с «Капитал Тур», все острее встает вопрос: что делать? Тем, кто внес предоплату за тур, предстоит определиться. Ведь не перевести оставшуюся часть – значит, нарушить условия договора и «попасть» на санкции за просрочку платежа. Перечислить – рискнуть деньгами туриста. Руководство «Капитала» 19 ноября предложило ТА дождаться информации об окончательном урегулировании вопроса с банками-кредиторами, а в случае невозможности исполнения туроператором своих обязательств в дальнейшем собирать документы в страховую компанию. По заявлению Инны Бельтюковой, частично оплаченные туры составляют примерно 10% от общего количества. Но в абсолютных цифрах это около тысячи путевок. Получить деньги назад для перебронирования тура в другом ТО по понятным причинам проблематично. Тем, кто полностью оплатил забронированные туры, еще сложнее. Выбор небольшой: ждать даты вылета, или «страхового случая» (один из финалов при таком варианте – возврат средств от страховщика с помощью механизма фингарантий); или аннулировать брони прямо сейчас, пока это еще можно сделать без штрафов. В последнем случае о фингарантиях можно забыть и уповать только на восстановление платежеспособности «Капитала». Турагентства в такой ситуации определяют свою политику зачастую просто интуитивно. Елена Старцева, директор ТА «Альфа-КБ», считает, что аннулировать оплаченные туры – значит, подписывать себе приговор при худшем варианте развития событий у туроператора. «Надеемся, что новогодние туры все-таки состоятся. В противном случае туристам придется возвращать деньги по фингарантиям или через суды. Текущие туры многие клиенты согласны оплатить заново. Мы предупреждаем их о необходимости получить все документы, подтверждающие понесенные расходы для последующего предоставления в СК». Однако есть и те, кто не верит в платежеспособность страховщика. «В последний момент, за 45 дней до начала тура, я все-таки его аннулировала без штрафных санкций, – рассказала директор другого ТА. – Право подать документы в страховую компанию для выплат по фингарантиям мы утратили. Остаются сомнения и в возврате средств от туроператора. Но я почему-то больше доверяю «Капитал Туру», чем СК «Инногарант». Любопытно, что неуверенность в страховщике проявляется у многих турагентств. Причина в том, что он не «на слуху» в туристическом бизнесе. Кроме того, первоначальная позиция «Инногаранта» по вопросу выплат была непонятна. В рейтинге Агенства страховых новостей (АСН) эта СК занимает 38-е место по сборам за прошлый год. Имеет лицензию на 20 видов страхования, однако туризм, действительно, далеко не приоритетное направление деятельности. Портал «Проволочки.ру» публикует так называемый «народный рейтинг» страховых компаний (по результатам клиентских отзывов). В нем у «Инногаранта» всего 1,35 балла из 5 возможных. Во Всероссийском союзе страховщиков заметили, что если СК грамотно оценивает свои риски, то она должна быть перестрахована. Также возможно безболезненное привлечение средств из других страховых портфелей (автострахование и т. п.). «Как я понимаю, те объемы выплат, которые могут быть предъявлены «Инногаранту», превышают всю собранную страховую премию по этому виду страхования за весь год, причем всеми страховщиками России. А кто-то до сих пор продолжает указывать на завышенные размеры фингарантий и высокие тарифы на их обслуживание», – сказал один из представителей ВСС. Запрос по поводу того, перестрахованы ли риски самого «Инногаранта», Служба «БАНКО» уже направила