В этом случае на компенсации пострадавшим клиентам рассчитывать не приходится — для турагентов финансовые гарантии не предусмотрены.
Центр бронирования туров "Глобал-Тревел Интернейшнл" прекратил работу 8 сентября. На сайте компании лишь говорится, что "туроператорская компания ООО "Глобал-Тревел Интернейшнл"... сообщает о временной приостановке деятельности". Как уточнили "Ъ" участники рынка, "Глобал-Тревел Интернейшнл", хотя и имеет финансовую гарантию на 30 млн руб., не была классическим туроператором, а работала преимущественно как турагент: компания перепродавала другим агентствам туры, сформированные крупными туроператорами. В этом ее отличие от покинувших рынок в конце августа компаний "Эль-Вояж" и "Черри Тур". Они продавали клиентам ими самими же сформированные туры, и их гаранты — "АльфаСтрахование" и "Ингосстрах" — должны возместить пострадавшим понесенные ими расходы в пределах страховки.
Для турагентств же финансовое обеспечение законом не предусмотрено. И даже если турфирма имела туроператорскую гарантию, но работала как агент, то гарант вправе отказать клиенту в компенсации. Так было с петербургской сетью "Магазин хороших путевок", прекратившей свою деятельность в декабре 2011 года, а до этого продававшей чужие туры с 50-процентной скидкой. Ее ответственность была застрахована в Московской страховой компании на 30 млн руб., но гарант в выплатах отказал. ООО "Глобал-Тревел Интернейшнл" приостановило деятельность, поскольку не смогло вовремя перекредитоваться, сообщил "Ъ" его владелец Борис Максимов. Размер задолженности и количество пострадавших клиентов он уточнить отказался. Сам центр бронирования начал свою деятельность со скандала. Весной 2010 года сеть турагентств Global Travel объявила, что директор по ее развитию Борис Максимов "внезапно с частью ныне уволенных сотрудников покинул свое рабочее место, не посчитав нужным прояснить ситуацию и не сдав дела", перед этим "проведя работу по присвоению информационных баз".
Вчера в Global Travel подчеркнули, что не имеют к ООО "Глобал-Тревел Интернейшнл" отношения. Клиенты могут попытаться вернуть деньги через суд. Но, как показала история с разорившейся в 2009 году сетью турагентств "В отпуск", в ситуации, когда деньги туристов по вине агента не дошли до оператора, нет единой практики. В 2010 году Басманный районный суд Москвы признал, что туроператоры, получившие от клиентов сети "В отпуск" только предоплату, несут ответственность перед туристами за невыполнение обязательств. Мосгорсуд, рассматривавший кассационную жалобу, с этим решением согласился. Зато Останкинский районный суд Москвы, в 2010 году рассматривая аналогичное дело, признав, что деньги агентство полностью оператору не перечислило, отказал туристам в удовлетворении иска. Мосгорсуд согласился и с этим решением.