В четверг, 20 августа, компания OnlineTur опубликовала у себя на сайте «Рейтинг надежности туроператоров на август 2015 года». В список агентство включило всего 11 фирм, разделив их на две группы. «Туроператорами высшей степени надежности» названы восемь компаний. Просто «надежными туроператорами» еще три.
Каждой из 11 фирм составители рейтинга присвоили буквенный индекс – «А» для первой группы, «B» для второй. При этом количество букв в индексе символизирует степень надежности туроператора по версии OnlineTur. Например, рейтинг «ААА» получили две компании с иностранным участием. «С ними ничего не случится как минимум в течение ближайших трех месяцев», - ручаются составители.
Несмотря на столь обязывающие заявления, методика составления рейтинга разъясняется лишь в общих чертах. Поэтому редакция сознательно воздерживается от указания названий конкретных туроператоров в этом контексте. Авторы сообщают, что при формировании рейтинга использовались статистические данные OnlineTur и их системы мониторинга рынка, информация из различных открытых источников. Рассматривались только туроператоры выездного туризма, «входящие в топ-5 по доли рынка как минимум по двум из восьми массовых направлений (Турция, Египет, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам, Кипр, Греция, Испания) и реализующие не менее 3000 входящих в турпакет кресел в месяц». Кроме того на сайте написано, что учитывалась «рентабельность компаний, их операционная эффективность, отношение накопленных долгов к оборотам и стоимости товарного знака».
При этом в OnlineTur пояснили, что если туроператора нет в их рейтинге, то он считается не очень надежным или же относится к «нишевым туроператорам», то есть не соответствующим приведенным выше критериям и работающим на одном направлении или на нескольких, но малопопулярных или некруглогодичных направлениях. Согласно прогнозу OnlineTur, все они «в ближайшие годы вынуждены будут либо уйти с рынка, либо стать турагентствами».
Туроператоры и другие участники рынка отнеслись к появлению такого рейтинга и сопровождающим его заявлениям скептически. «Мне, конечно, приятно, что «Русский Экспресс» включен в список надежных компаний, но не понятно, почему перечень ограничивается 11 участниками рынка. На мой субъективный взгляд, его вполне достойны пополнить не только надежные, стабильно работающие нишевики, но и ряд многопрофильников», - высказался генеральный директор компании Тарас Кобищанов.
Коммерческий директор TEZ TOUR Александр Буртин сказал, что он не готов оценивать объективность рейтинга и того, по каким критериям он составлен. А в компании «Библио Глобус» назвали рейтинг некорректным и даже наносящим ущерб. «Он не отражает реальной ситуации на рынке, и совершенно непонятно по какому принципу построен. Имеющихся открытых данных недостаточно для таких громких заявлений. Вообще в нынешней ситуации, когда туристы и без того всего боятся, любой такой рейтинг бьет по всем участникам рынка, а в первую очередь по тем, кто по каким-то причинам в него не включен», - высказался представитель туроператора.
Сомнениями поделился и руководитель метапоисковика «Слетать.ру» Андрей Вершинин. По его словам, одних только технических показателей и открытых данных недостаточно для того, чтобы судить о надежности той или иной компании. «Кроме того, я считаю, что составлять публичные рейтинги должны профессиональные рейтинговые агентства, а все остальные вправе оглашать только имеющуюся в их распоряжении сухую статистику, не делая на ее основании выводы. Это слишком ко многому обязывает», - считает эксперт.
С такой точкой зрения согласен и член правления РСТ Георгий Мохов: «Серьезные рейтинги являются элементом конкуренции, сопровождаются качественной методикой и должны исходить из пользующихся неоспоримым доверием источников». По его словам, составлять рейтинги чего угодно, в меру своей фантазии, может кто угодно. Но авторы должны четко отдавать себе отчет о возможных последствиях распространения такой информации. Например, если какое-либо СМИ назовет ненадежным туроператора, сославшись на его отсутствие в неком «рейтинге надежности», это может расцениваться как причинение ущерба деловой репутации и служить основанием для соответствующего иска, как к СМИ, так и к составителю.