Турагенты шагнули в тень

Количество участников разных сегментов новосибирского рынка туристических услуг в 2016 году сократилось в среднем на 35%, сообщил глава Новосибирской ассоциации туристских организаций Дмитрий Микитченко.

Впрочем, оставшиеся региональные игроки говорят, что не чувствуют ослабления конкуренции и отмечают разрастание туристического бизнеса «в тени».

В 2016 году количество участников новосибирского рынка туристических услуг сократилось в зависимости от сегмента на 30–60%, рассказал „Ъ“ председатель Новосибирской ассоциации туристских организаций Дмитрий Микитченко. Как уточнили „Ъ“ в ассоциации, в 2014 году в Новосибирске насчитывалось около 700 тур­агентств, в 2015 году их количество сократилось примерно до 600, сейчас в регионе работает около 420 таких компаний. «Де-факто большинство из этих турагентств „съехали на дом“, то есть не имеют возможности оплачивать офис и содержать всю необходимую инфраструктуру компании. По сути, они осуществляют деятельность как частные агенты»,— утверждает господин Микитченко. За минувший год, по его словам, количество туроператоров в регионе уменьшилось с 17 до семи. «Не значит, что компании ушли из бизнеса, но они потеряли право на осуществление туроператорской деятельности. Исключение из федерального реестра туроператоров тянет за собой и потерю членства во всех фондах, например „Турпомощи“. Вряд ли можно ожидать, что эти компании восстановятся на рынке в прежнем статусе»,— считает господин Микитченко.

По оценкам председателя правления регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Натальи Куцевол, ситуация с сокращением числа участников рынка туристических услуг наблюдается во всех регионах Сибири: «Планомерное уменьшение количества игроков рынка идет с 2014 года, когда началась череда банкротств в связи с экономической ситуацией». По мнению Дмитрия Микитченко, сейчас на региональном рынке остались компании, которые смогли найти свою нишу. В то же время он не исключил дальнейшего сокращения числа участников рынка в связи с изменениями в законодательстве, вступающими в силу в 2017 году и усиливающими ответственность туроператоров. «Одно из условий для туроператоров выездного туризма — формирование персонального фонда ответственности в объеме до 7% от продаж. То есть при оборотах в 200 млн руб. я должен на депозите держать

14 млн руб. Сложно сказать, кто сможет перестроиться под новые требования. В целом по России я ожидаю в 2017 году снижения числа туроператоров в полтора-два раза»,— рассказал он „Ъ“.

По данным Новосибирской ассоциации туристских организаций, в 2016 году, согласно итогам выполнения чартерных регулярных вылетов из новосибирского аэропорта, самыми популярными зарубежными направлениями стали Таиланд (78,1 тыс. человек, –7,7% к 2015 году), Китай (67,7 тыс. человек, +30,9%), Вьетнам (30,7 тыс. человек, +8,1%). Наибольшее снижение пассажиропотока отмечено на таких направлениях как Камбоджа (342 человек, –76,9%), Турция (20,6 тыс. человек, –70,5%), наибольший рост — Корея (3,7 тыс. человек, +74,7%), Кипр (12,5 тыс. человек, +74,4%).

Участники рынка говорят о том, что, несмотря на официальные данные по уменьшению числа игроков, ослабления конкуренции пока не ощущается. «Рынок туристических услуг — самая серая отрасль бизнеса,— говорит замдиректора ООО „Бюро путешествий „Гран-тур“ Ольга Тимохина. — Целый ряд турфирм закрылся, но клиентов своих они не отпустили, перестроившись в „домашних“ турагентов. Туристы, не боясь, платят физлицу, зная его много лет как работника турфирмы, не понимая, что эта оплата неофициальная и чревата проблемами — никто не гарантирует, что заявленные услуги будут предоставлены. Такие предприниматели не арендуют офисы, не сдают отчеты, вероятно, не платят налоги. Никакого снижения конкуренции, разумеется, нет, и никто не знает точно, сколько реально турагентов работает в городе». При этом госпожа Тимохина отмечает, что в наименее выгодной позиции оказываются легальные участники рынка, которые в условиях снижения турпотока платят зарплаты, проходят проверки Роспотребнадзора и т.д. По ее оценкам, снижение турпотока в 2016 году составило не менее 50%.

Гендиректор ЗАО «Туристическое агентство „Афина Паллада“» Эдуард Севостьянов отмечает, что ожидаемого очищения рынка кризисом не произошло: «Конкуренция за счет неоправданных скидок и демпинга никуда не делась. Возможно, что число участников рынка в 2017 году еще скорректируется в сторону уменьшения на 10–15%, но в целом глобальных потрясений в этом году не ждем — рынок туристических услуг сформировался в новых экономических реалиях».

Наталья Куцевол отмечает, что сегодня зоной риска становится сегмент самостоятельных бронирований: «Работу агентств по серым схемам нельзя назвать устойчивой бизнес-моделью, тем более что, в связи с увеличением ответственности туроператоров, те будут более внимательно относиться к партнерам по реализации туров. Полагаю, что в итоге серые и черные схемы будут более активно использоваться на интернет-площадках, тем более, что эта сфера пока слабо контролируется законодательством. На волне роста самостоятельного бронирования туристами следует ожидать резкого роста новых сервисов по бронированию туристических услуг».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Финансы»

Декабрь 19, 2024 - 05:33

В России началась заявочная кампания на новый конкурс Президентского фонда культурных инициатив.

 

Декабрь 15, 2024 - 06:25

Туристический налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории «Сириус»), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории «Сириус») и указанных субъектов Российской Федерации.

 

Декабрь 15, 2024 - 06:09

 В тарифном блоке Смольного продолжается обсуждение по поводу цен на проезд в общественном транспорте, которые установят с 1 января.

 

Декабрь 15, 2024 - 05:33

Туристический налог не будут вводить в Ярославской области для удобства инвесторов и дополнительного привлечения туристов.