Исключение из закона о туристской деятельности нормы о страховании не остановит этот бизнес, такое мнение высказал первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин:
- Как Вы считаете, что будет с туристическим рынком, если строка о страховании ответственности туроператоров будет исключена из закона? Насколько реалистичен сценарий, при котором туроператоры смогут заместить страхование гораздо более дорогим инструментом - банковской гарантией. Может ли случиться массовое закрытие турфирм? Каким может быть выход из этой ситуации?
- Я не готов делать такие страшные прогнозы и предсказания. Вспомним, что в рамках закона о госзакупках была норма обеспечения исполнения госконтракта через заключение договора страхования ответственности. Потом, по определенным причинам, эта норма была отменена. Но ведь от этого госконтракты не остановились. Предполагаю, что также будет и в случае с турфирмами. Страхование является действенным механизмом защиты от тех рисков, которые можно просчитать. Страховать от недобросовестных действий, от криминала нельзя. Это просто не укладывается в какую-либо математическую, актуарную модель.
- Как страховщики могут поддержать тех партнеров-туроператоров, с которыми сотрудничество продолжается многие годы?
Возможно ли применение других видов страхования - "от финансовых рисков", "ответственности руководителей - D&O"?
- Страхование D&O подразумевает страхование от неумышленных, ошибочных действий руководителей компании. Любое умышленное действие автоматически приводит к отказу в признании случая страховым. Откровенно, не помню, чтобы были примеры ошибочных действий ушедших с рынка туроператоров. D&O защищает коллегиальные органы управления компании от претензий акционеров, когда из-за действий менеджмента падает капитализация компании. Защита клиентов компании (туристов) это бренд компании, её доброе имя.
- Возможно ли создание отдельных комплексных продуктов для туристов? Что бы Вы порекомендовали туристам, как действовать в условиях полного хаоса на рынке туриндустрии?
- Продуктовая линейка существует. Но в российской практике турист или тот, кто выезжает в зарубежную командировку, покупает полис как правило для получения визы, а не для защиты своих интересов. Редки случаи, за исключением корпоративных программ годовых полисов выезжающих за рубеж (ВЗР), покупки гражданами годовых полисов. Я порекомендовал бы туристам принимать осмысленные решения при выборе туркомпании или самостоятельно их организовывать.