Компания "Аэрофлот" создала прецедент на рынке турперевозок. Авиагигант снизил стоимость билетов на ряд рейсов после того, как часть турфирм выкупила блоки билетов на те же рейсы по более высокой цене. Теперь туроператоры могут оказаться в убытке, так как не смогут реализовать путевки. Инцидент произошел с билетами на летние рейсы в Гавану. Крупные фирмы сделали оптовую (блочную) закупку по одной цене (около 800 евро за место на борту), а затем на сайте авиакомпании обнаружили, что в розничной торговле те же рейсы едва ли не на 50 евро дешевле. Турфирмы, делающие свою прибыль как раз на льготной продаже билетов, в недоумении обратились к "Аэрофлоту", однако в авиакомпании "ошибку" не исправили. В компании отмечают, что туроператоры зря переживают. На самом деле розничные продажи билетов осуществляются по более высоким ценам, если учесть топливный сбор. "Также нужно иметь в виду, что в розницу от регулярных рейсов поступает только 15-20% мест", - говорят в пресс-службе компании. Однако такое объяснение туристические компании не устраивает. Сейчас они анонсируют для своих клиентов скидки на летние туры, чтобы увеличить объем продаж, снизившийся за кризисное время. Поэтому информация о том, что билеты в розницу стоят дешевле, чем у оператора, может быть губительна для всего сезона продаж. Среди компаний, постоянно сотрудничающих с "Аэрофлотом", в основном серьезные игроки рынка, как TezTour, "Натали турс", "Пегас Туристик". Все они закупают блочные пакеты на рейсы перевозчиков. Как правило, скидки для них составляют 30-35%, а при бронировании за полгода могут доходить и до 60-70%. Затем операторы продают билеты на рейсы совместно с номерами в отелях, экскурсиями, визами и прочим. Так уходит большая часть мест в самолетах. Гораздо реже турфирмы просто выставляют в открытую продажу с наценкой 10-15%. "Блочные билеты, - как сообщил источник в одной из крупных турфирм, - туроператоры уже давно поделили между собой по направлениям. Кто-то специализируется на турах в Европу, кто-то на юг. В последнее время актуальна блочная закупка по направлениям внутри России". Впрочем, для потребителя блочные дешевые билеты имеют ряд существенных недостатков. Как правило, их покупатели ограничены в правах, например, не могут перенести дату вылета. Иногда продавец также позиционирует этот билет как "несдаваемый", хотя это противоречит закону. Эксперты, правда, ожидают, что наступающий турсезон будет крайне конкурентным. Ведь прошлое лето, которое операторы официально признали провальным для своего бизнеса, научило их давать существенный дисконт потребителям. Так, себестоимость путевки в прошлом году была снижена на 25-30%, авиаперевозчики давали дисконт в 50%, отели – в 30%. К сожалению, отечественный потребитель преимуществ кризиса в таких объемах не ощутил. В этом году, как ожидается, тенденция к снижению цен в борьбе за потребителя продолжится. И здесь компания "Аэрофлот" не станет исключением. Сейчас, напомним, авиаперевозчик осуществляет регулярные рейсы из Петербурга в основные туристические столицы. Однако уже летом туда же полетят чартеры других авиакомпаний, в том числе и заявивших о выходе на рынок дискаунтерах.