По мнению участников 9-го международного авиационного форума «Крылья России», открывшегося вчера в Москве, для того, чтобы понять будущее российской авиаотрасли, важно ответить на вопрос, развивается ли она в рамках мировых тенденций или идет своим извилистым путем. Подобный анализ пытался провести практически каждый из участников первой сессии форума. Свой взгляд на ситуацию предложил и исполнительный вице-президент по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону компании Airbus Кристофер Бакли. «Потенциал российского рынка авиаперевозок огромен, его динамика серьезно опережает средний показатель мирового рынка. Тем не менее, процессы, определяющие сейчас состояние гражданской авиации в мире, в России находятся пока в начале своего формирования», – отметил г-н Бакли. Отсутствие благоприятных условий для развития лоукостеров, слабость рынка региональных перевозок, консолидация пассажиропотоков в Московском авиаузле противоречит происходящим во всем мире трендам создания мультихабовых структур, расширения маршрутной сетки авиакомпаний и организации удобного воздушного сообщения на небольшие расстояния, снижению стоимости перелета.
Единственный процесс, который в России полностью аналогичен происходящим во всем мире, это сближение авиационной отрасли и туристической индустрии. Г-н Бакли привел в пример создание вертикально интегрированных структур туроператорами ТEZ tour (с авиакомпанией I-Fly) и «Пегас Туристик» (с Nord Wind и Orenair). Он также отметил усиливающийся интерес перевозчиков к активности в турбизнесе (S7 и S7 Tour, «Трансаэро» и «Трансаэро турс»).
С тем, что именно туриндустрия помогает выживать и развиваться многим российским авиакомпаниям, согласны все. Этому способствует и отсутствие лоукостеров, и пока слабая вовлеченность россиян в самостоятельное on-line бронирование. Весьма существенную долю оборота региональных перевозчиков составляет обслуживание международных чартерных рейсов по запросам туроператоров.