Приказ Ростуризма «приостановить оказание услуг российским гражданам по организации путешествий в Японию», появившийся на сайте ведомства 14 марта, сразу оказался в центре внимания. «Приказ распространяется на поездки в любой регион Японии, возврат денежных средств по аннулированным турам должен быть осуществлен туроператорами в полном объеме», – заявила корреспонденту «БАНКО» начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. Появившиеся распоряжения властей можно считать доказательством угрозы жизни и здоровью туристов, выезжающих в Японию. Это важно, если вопрос возврата денег за тур будет разбираться в суде. «Суд с большой вероятностью расценивал бы такую информацию как достаточное основание для возврата стоимости тура без всяких удержаний», – комментирует гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Представителей туркомпаний волнует один и тот же вопрос: как поступать агентствам в случаях, если, несмотря на рекомендации властей, турист все же настаивает на поездке? По мнению г-на Мохова, в сложившихся обстоятельствах, если тупродукт будет реализован, нормы закона о защите прав потребителей формально будут нарушены, так как исполнитель обязан приостановить оказание услуг с угрозой жизни, здоровью или имуществу потребителя. «С другой стороны, при действующем воздушном сообщении запретить гражданину купить билет, заказать гостиницу и лететь, куда ему вздумается, нельзя», – полагает эксперт. В любом случае клиента надо обязательно проинформировать об угрозе. «Следует донести письменно до туриста рекомендацию государственных органов, выдать памятку по поведению в чрезвычайной ситуации и телефоны для экстренной связи и взять с него расписку в получении информации. Но следует учесть, что в случае причинения вреда жизни или здоровью туриста туристическая компания при определенном стечении обстоятельств может быть привлечена к ответственности независимо от наличия такой расписки. Ведь есть прямые указания органа власти прекратить отправку туристов в Японию», – подытожил г-н Мохов.