Конференция «Туристический бизнес в России», ежегодно организуемая газетой «Ведомости», традиционно выявляет актуальную для туристического рынка «повестку дня». Ее участники-туроператоры сами выбирают, о чем говорить. В прошлом году основной темой выступлений был кризис во всех его проявлениях, а в этом – назревшая необходимость перехода к прозрачному бизнесу. Поводом для такого разговора стала, конечно, история с «Капитал туром», о которой упоминали почти все участники встречи. Фактором, который способствует скорейшему переходу туроператоров, по крайней мере, крупных, к «белому» бизнесу, стало расширение присутствия на российском рынке крупных европейских туристских холдингов. Разговор о прозрачности начал президент НТК «Интурист» Александр Арутюнов. Он напомнил о многочисленных случаях банкротств агентств в этом году и об одном, но громком банкротстве туроператора: «События последних двух месяцев показали, что никто из крупных участников рынка не застрахован от негатива. Клиенты сначала платят нам деньги, потом получают услугу. При этом не существует механизма, который позволил бы запретить людям играть в ценовые игры. Регламентация рынка и контроль надзорных органов должны быть усилены. Нужны меры, которые не позволили бы туроператорам плохо заканчивать. Иначе возникает дефицит доверия, который мешает работать другим. На рынке нужна прозрачность!» - резюмировал г-н Арутюнов. По его мнению, Ростуризм должен разработать механизмы контроля деятельности туроператоров, аудита их финансового состояния. Коммерческий директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная заметила, что произошедшее с «Капиталом» не стало неожиданностью для рынка. И у Ростуризма есть все механизмы контроля за деятельностью операторов, их просто нужно использовать. «При сдаче документов для внесения туроператора в реестр на новый срок каждая компания должна представить бухгалтерские отчеты, проанализировав которые можно понять ее состояние. Сейчас не хватает аналитиков, которые смогли бы дать правильную оценку финансовому состоянию деятельности компании. Но если расширять полномочия Ростуризма вплоть до исключения операторов из реестра, надо четко определить, по каким критериям оценивать их надежность. Административные рычаги никогда ни к чему хорошему не приводили», - подчеркнула г-жа Подгорная. «Ростуризм не видит того, что делают операторы, и не может этого видеть, - возразил Александр Арутюнов. - Те документы, которые они предоставляют, позволяют наблюдать не полный баланс, а только его российскую часть. Если компания собирает деньги клиентов, она должна в любой момент контролироваться государством». «Я не верю в систему любых методов контроля государства, экономика всегда опережает действия контролирующих органов», - считает генеральный директор компании Pac Group Илья Иткин. По его мнению, даже если Ростуризм будет внимательно изучать деятельность туроператора, он не сможет оценить все параметры. «Переход на электронную путевку был бы первым шагом к цивилизованному прозрачному туристическому рынку и дал бы возможность объективно оценивать туроператоров. А пока нужно доработать механизм страхования финансовой ответственности туроператоров в зависимости от их годового оборота, - добавил г-н Иткин. - Тогда клиент будет защищен». Он напомнил, что, помимо внутренней финансовой отчетности, есть достаточно очевидные внешние показатели деятельности туроператора: компания, достаточно долго предлагающая низкие цены и сверхвысокую комиссию, представляет собой потенциальную угрозу рынку. Ростуризм, как надзорный орган, может обратить внимание на подобные явления. Президент компании «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов считает, что турбизнесу нужно саморегулирование. Туроператоры сами могут создать резервный фонд, который можно было бы использовать при форс-мажорных обстоятельствах для помощи клиентам. За повышение роли государства, возвращение лицензирования операторов, строжайший контроль экономики компаний и аудит выступил президент «Южного креста» Андрей Кузнецов. «Сегодня ни один клиент и ни одно агентство не имеют ориентиров надежности оператора, – подчеркнул он. - Большинству туроператоров прозрачность невыгодна, бизнес делается либо вчерную, либо всерую. Поэтому любые изменения в этой сфере создадут проблемы, лоббистский потенциал «черных» операторов велик и будет использован. Есть четкие и ясные экономические и финансовые критерии надежности, которые можно использовать для контроля: текущая и срочная ликвидность, соотношение между собственным капиталом и заемными средствами, динамика капитала. Мы этого не боимся, нам это выгодно, как любому прозрачному игроку на рынке. Так разрушается некомфортная для конкуренции «черная» среда. Можно заниматься туроператорским бизнесом вбелую и получать прибыль. Плохо, когда ты в конкуренции с компаниями, которые ведут бизнес иначе. Твоя рентабельность всегда будет ниже». Г-н Кузнецов привел в качестве примера банки: «Был период, когда они появлялись и исчезали регулярно, от чего пострадало много людей. Были введены ясные и четкие критерии надежности банков, и сейчас они скулят, но ежемесячно предоставляют отчетность. Нужно также следить и за здоровьем туроператоров». Андрей Кузнецов призвал к введению персональной ответственности руководителя за просчеты в бизнесе, как это сделано в банковском секторе, где существует официальный черный список ЦБ: «Если бы это было вовремя сделано в туризме, не было бы «Капитал тура». О сложностях конкуренции в условиях «черно-белого» бизнеса говорил и Максим Приставко, коммерческий директор компании «Джет Трэвел»: «Все российские компании, которые были куплены иностранцами, в первое время уходили в минус. И это не случайно. Когда сосед работает вчерную, невозможно работать вбелую с прибылью. Поэтому стратегический путь развития – идти к легализации, такому же регулированию, как в банковской сфере». Генеральный директор сети «Магазины горящих путевок» Сергей Агафонов заметил, что, в случае невыполнения оператором обязательств перед туристом и агентством, клиенты часто не хотят идти за возмещением в страховую компанию, предпочитая говорить с человеком, которому они отдали деньги. «Нам было бы легче, если бы законодательно внесли норму по передаче полномочий общения со страховщиком от клиента к турагенту», - сказал г-н Агафонов. И добавил, что, по его мнению, бессмысленно увеличивать размер финансовой гарантии - все равно кому-то всегда денег не хватит. Г-н Агафонов предложил страховать каждый договор о продаже турпутевки. В этом случае туристы в любом случае гарантированно получат деньги. Рассуждения о гипотетической прозрачности операторского бизнеса оказались тесно связаны с темой прихода на российский рынок крупнейших европейских туристических холдингов. Их появление способствует и «обелению», и консолидации бизнеса. Как отметил Александр Арутюнов, все глобальные компании, пришедшие на рынок, привыкли к доминирующим позициям в Европе и будут стараться сделать это и в России. «Учитывая негативный опыт финансовой деятельности российских операторов и агентств, сегодня им будет легче решать этот вопрос, чем раньше», - сказал г-н Арутюнов.