Туристов перевели на стрелку. Почему в порту Петербурга недолюбливают самостоятельных путешественников

Принимающий круизные лайнеры «Морской фасад» поставил очередной эксперимент над туристами. Их вынудили по указателям искать своих гидов. Подбор бюджетных экскурсий по Петербургу становится для иностранцев все более «квестовым».

 Рано утром 6 июня в пассажирском порту на намыве Васильевского острова пришвартовался круизный лайнер Serenade of the Seas вместимостью 2500 человек. Желающих посетить город никто не встречал после погранконтроля, терминал непривычно пустовал, а представители туроператоров ждали на парковке в надежде, что их клиенты не заблудятся.

Переводом туристов на «самоориентирование» главный морвокзал Петербурга отреагировал на рост конкуренции, ущемляющий аккредитованных туроператоров – тех, кто работает напрямую с судами. Их экскурсионные предложения по умолчанию включены в круизную программу за дополнительную плату. Альтернативный вариант для путешественника – отказаться от предложения и самостоятельно подобрать тур у независимого оператора, который с судами и «Морским фасадом» не сотрудничает, но в Петербурге может провезти по тем же местам и сводить в те же музеи.

Иностранные пассажиры круизных и паромных судов имеют право 72-часового безвизового пребывания в России, но для схода на берег они должны купить тур по городу, чтобы быть «под присмотром». Индивидуальные прогулки, без сопровождающего, не допускаются, ночевка на судне обязательна.

«Морской фасад» признает, что спрос круизных пассажиров на услуги независимых туроператоров неуклонно растет. Их представители и гиды встречают своих клиентов в терминале, и образуется если не давка, то толкотня.

 «Возникла объективная необходимость выноса мест встречи пассажиров из зданий непосредственно на парковки автотранспорта», – объясняют сегодняшний эксперимент в администрации «Морского фасада».

Схема навигации предусматривает разделение пассажирских потоков – на клиентуру аккредитованного оператора и независимых.

Сегодняшний эксперимент стал вторым этапом сегрегации. С 2017 года «Морской фасад» применяет тайм-слотирование. Автобусы аккредитованного оператора заезжают в порт заранее и после паспортного контроля могут забрать своих туристов на экскурсии. Транспорт независимых операторов получает допуск в порт через полтора часа. Морвокзал объяснял тайм-слоты той же необходимостью упорядочить пассажиропоток. Для самостоятельных путешественников система оказалась неудобной. Аккредитованные и независимые операторы возят по тем же местам, и при более позднем начале экскурсии есть риск наткнуться на очередь или вовсе не попасть в условный Эрмитаж. Кроме того, у туристов возникает недопонимание с персоналом лайнеров, который может устроить проверку забронированных экскурсий и не выпускать тех, кто купил тур по Петербургу самостоятельно, хотя тайм-слотирование регулирует исключительно въезд туристического транспорта, а не паспортный контроль.

Круизные суда приходят, как правило, на полные двое суток. В нынешнюю навигацию тайм-слоты распространяются на первый день стоянки, когда погранслужба работает в авральном режиме, и логика в порционном сходе 2500 человек на берег есть. Но «Морской фасад» намерен со следующего года внедрить тайм-слоты на все дни стоянки судов без исключения. Идею одобрили профильные комитеты Санкт-Петербурга и круизные линии, отметили в администрации порта.

У независимых операторов идея вызвала недоумение. Очередей во второй день нет, и еще одна 90-минутная фора аккредитованным компаниям кажется избыточной мерой.

Директор TJ Travel Татьяна Чурикова сообщила «Фонтанке», что в самостоятельном ориентировании туристов по стрелочкам и тайм-слоте для первого дня проблемы не видит.

«Когда ввели тайм-слотирование, мы ощутили прибыль из-за экономии на гидах и водителях, у которых почасовая оплата. До ее внедрения мы приезжали гораздо раньше на случай, если наши клиенты выйдут с погранконтроля первыми, – говорит директор. – Встреча туристов на парковке озадачивает только в дождливую погоду».

Тайм-слотирование на второй день – это уже серьезный удар по бизнесу, прогнозирует Чурикова.

«Задержка 90 минут сулит нам потерю Эрмитажа, обзорных экскурсий и раннего открытия Петергофа, а после 10:30 там уже огромные очереди», – объясняет она.

На «Морской фасад» приходится каждый десятый интурист Петербурга – в прошлом году их количество превысило 600 тысяч. Зачастую они отказываются от предложенного круизной линией экскурсионного сервиса и предпочитают искать альтернативу в Сети. Спрос рождает предложение. В настоящее время в Петербурге около 130 независимых туроператоров предлагают услуги круизным туристам. Двухдневный тур, судя по сайтам небольших компаний, можно приобрести за 145 долларов в небольшой группе до шестнадцати человек. Аккредитованные операторы предлагают ту же услугу за 300–450 при группе в сорок туристов.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Круизы»

Январь 29, 2025 - 06:27

Регулярный водный маршрут может связать деревню Новосаратовка (Всеволожский район, Ленинградская область) и одну из станций Петербургского метрополитена.

 

Январь 19, 2025 - 05:54

Грузопассажирский паром «Антей» завершил погрузку и вышел 16 января 2025 года с морского терминала «Пассажирский порт «Морской фасад» (Санкт-Петербург) для отправки в Пионерский (Калининградская область).

 

Январь 19, 2025 - 05:50

На линии Ванино — Холмск рост составил 20,5%, на линии Северо-Курильск — Петропавловск-Камчатский —18,7%.

 

Январь 13, 2025 - 04:25

Правительство продолжает системную работу по обновлению парка водного транспорта, сообщает пресс-служба кабинета министров.